(1) «Пост — это защита [от совершения грехов в жизни бренной и огня Ада — в вечной]. Если кто-то из вас постится, то пусть не бранится, не кричит. А если его оскорбят или ударят, скажет: «Воистину, я соблюдаю пост» (св. х. аль-Бухари, Муслима и др.).
(2) «Клянусь Тем, Кто имеет полную власть надо мной! Поистине, запах изо рта постящегося лучше пред Всевышним, чем запах миска /1/» (св. х. аль-Бухари, Муслима и др.).
(3) «Когда начинается месяц поста, раскрываются врата Рая, закрываются врата Ада и накладываются оковы [ограничения] на Сатану и слуг его» (хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима).
(4) «Каждый день поста ради Господа удаляет лицо постящегося от огня Ада на расстояние, равное семидесяти годам пути [поднимая ввысь по невообразимо высоким райским степеням]» (хадис от Абу Са‘ида; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Ахмада и др.).
(5) «Кто постится в месяц Рамадан, веря в воздаяние и соблюдая пост только ради Всевышнего, тому будут прощены предшествовавшие грехи» (хадис от Абу Хурайры; приведен во всех шести сводах достоверных хадисов).
(6) «Посланник Господа в последние десять ночей Рамадана часто молился, будил свою семью для молитвы, совершал много благого» (хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима).
(7) «Ищите Ночь Могущества [выстаивая ночные молитвы и совершая благие дела] в нечетные дни последних десяти дней месяца Рамадан» (хадис от ‘Аиши; св. х. аль-Бухари и Муслима).
(8) ‘Аиша, да будет доволен ею Аллаh, спросила: «С какой мольбой лучше обращаться ко Всевышнему в Ночь Могущества?» Пророк ответил: «Говори: «Аллаахумма иннакя ‘афуввун, тухиббуль-‘афва фа‘фу‘анни» (О Господь! Ты — Прощающий, любишь прощать. Прости же меня!) (хадис приведен в пяти из шести сводов достоверных хадисов).
(9) «Если начинается вторая половина месяца Ша‘бан /2/, то лучше не поститесь. [Это касается тех, кто не постился в первую половину данного месяца]» (хадис от Абу Хурайры; св. х. ат-Тирмизи).
(10) «Пусть никто из вас не постится за день или два до начала месяца Рамадан, кроме тех, кто постился до этого. Если человек постился, то может не прерываться [на эти один или два дня]» /3/;
(11) «Кто продолжает лгать и лжесвидетельствовать в месяц поста, тот напрасно лишает себя пищи и питья» /4/ (хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари).
(12) «Кто по забывчивости начал пить или есть, тот завершает пост [в этот день]. Поистине, это Всевышний накормил и напоил его» /5/ (хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима).
(13) «Кто совершает ночную молитву /6/ в месяц Рамадан с верой и ожиданием вознаграждения от Всевышнего, тому прощаются все ранее совершенные им грехи» (хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима).
(14) «Кто постился весь месяц Рамадан, а затем [по окончании дня праздника] держал пост шесть дней /7/ в месяц Шавваль /8/, тому Всевышний определил вознаграждение, равное зачисляемому Им за пост в течение века» (хадис от Абу Айюба; св. х. Муслима и ат-Тирмизи).
(15) «Посланник Господа сделал обязательным для вас «закятуль-фитр» /9/. Данный налог равен 1 са‘ /10/ фиников или 1 са‘ ячменя. Это обязательно как для свободного человека, так и для раба; как для мужчины, так и для женщины; как для ребенка, так и для взрослого из числа мусульман. Пророк приказал нам выплачивать его до праздничной молитвы /11/» (хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и Муслима).
---------------------------------------------------------------------------------
/1/ Миск — восточное благовоние.
/2/ Ша‘бан — месяц, предшествующий Рамадану.
/3/ Богословы говорили, что данный хадис указывает на крайнюю нежелательность начинать пост месяца Рамадан за день-два до фактического начала месяца поста. Но если это пришлось на те дни, в которые человек обычно постится (понедельник и четверг, например) или верующий постился весь месяц Ша‘бан, то он постится и данное порицание к нему не относится. См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-Бухари. В 14 т. Т. 4. С. 152, хадис № 1914.
/4/ Пост его не принимается Господом.
/5/ Т.е. пост его не нарушен, а отмечен Господом. Несмотря на употребление пищи, человек продолжает поститься и завершает пост вечером, когда наступает время разговения.
/6/ Имеются в виду молитвы «Таравих», совершаемая после пятой обязательной молитвы, «Тахаджуд», совершаемая после истечения одной трети ночи и до начала времени утренней молитвы, или «Витр».
/7/ Необязательно держать пост шесть дней подряд. Важно, чтобы общее число дней поста в этот месяц было равно шести.
/8/ Шавваль — месяц, следующий за Рамаданом.
/9/ «Закятуль-фитр» — налог разговения. Он является заключительным условием для принятия Всевышним соблюденного поста. Выплачивается в пользу бедных и неимущих мусульман. Обязателен как для взрослых, так и для детей. От имени детей выплачивается их родителями. Может быть выплачен до начала Праздника Разговения (‘Ийдуль-фитр, Ураза-байрам).
/10/ Са‘ — мера сыпучих тел, равная примерно 3260 г. Так считают ученые ханафитского мазхаба. Остальные богословы говорят, что данная мера сыпучих тел равна 2172 г. См.: Му‘джам люгати аль-фукаха’. С. 270. Высчитав нынешнюю стоимость продукта, можно выплатить «закятуль-фитр» деньгами.
/11/ По завершении праздничной молитвы обязательность выплаты данного налога сохраняется.