Заголовок страницы

Ляйлят-уль-Кадр

Ляйлят-уль-Кадр

В месяце поста есть одна величественная ночь — «Ляйлятуль-кадр», когда поклонение Всевышнему, как и любые благие деяния, даже на самом приземленном, бытовом уровне, более значимы по Божественному воздаянию, чем те, что совершались на протяжении тысячи месяцев.

В Священном Коране сказано:
«Воистину, Мы низвели его [Священный Коран] /1/в «Ляйлятуль-кадр».
А знаешь ли ты [о Мухаммад], что это — «Ляйлятуль-кадр»?
«Ляйлятуль-кадр» лучше, чем тысяча месяцев!
Спускаются [в пределы планеты Земля] ангелы в эту ночь и «ар-рух» [ангел Джабраил (Гавриил)] по разрешению Господа их, в каждом деле. Мир. (Или: «в каждом деле в эту ночь [устанавливается] мир, спокойствие») /2/.
Она [эта ночь, длится] до рассвета» (Св. Коран, 97).


Пояснение и комментарии к суре:

1. То, что в свое время последнее Писание — Священный Коран — был низведен из Хранимой Скрижали на первый небесный уровень из семи существующих именно в эту ночь, говорит о ее неописуемой величественности и особости пред Всевышним Творцом /3/.

2. Повторение слова «Ляйлятуль-кадр» трижды неслучайно. Такой оборот в арабском языке указывает на выражение уважения и значимости.

3. «Ляйлятуль-кадр» означает «Ночь Могущества». Ученые оговаривали различные предположения, почему этот временной отрезок назван именно так. Вот некоторые из них:
— «могущественность и величественность ее в том, что Священный Коран был низведен именно в эту ночь»;
— «...по той причине, что невероятно огромное количество ангелов спускаются в эту ночь на Землю»;
— «...проявление благодати, милости и прощения Господа миров в эту ночь несравнимо с другими ночами по своей значимости»;
— «...верующий, проводящий эту ночь в молитвах, приобретает, по милости Всевышнего, необычно большее количество сил и жизненной энергии».

Также слово «аль-кадр» может быть переведено как «теснота». Учитывая данное значение, теологи говорили: «В эту ночь на землю спускается столь огромное количество ангелов, что им становится просто «тесно».

Другой перевод — «ограниченность». Толкование отсюда следующее: осведомленность и знание о том, какая из ночей очередного месяца Рамадан будет именно «Ляйлятуль-кадр», ограничены Всевышним. В Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) даны только примерные ориентиры.

Порой «Ляйлятуль-кадр» переводят как «Ночь Предопределения». Это в том случае, если слово «кадр» читать как «кадар». С учетом такого перевода Исламские ученые предположительно поясняли: «В зависимости от того, как данная ночь будет проведена молящимся и с какими молитвами (сердечным настроем) он будет обращаться к Богу, это может значительно повлиять на последующий год жизни данного человека, идя параллельно и едино с изначальной всеосведомленностью Творца» /4/.

4. «Ляйлятуль-кадр» лучше, чем тысяча месяцев!» — с тем, что в этих месяцах и среди тех многих тысяч дней нет самой этой ночи, нет «Ляйлятуль-кадр».

Аят прямым текстом дает понять, что любое благое дело, совершенное в эту благословенную ночь, более вознаграждаемо пред Всевышним, чем совершение этого же благого поступка или действия, даже слова, на протяжении тысячи месяцев. В этом — проявление величайшей милости Творца к людям, часто забывающим о Нем, забывающим о вечности и о самих себе.

5. «Спускаются ангелы в эту ночь» — как спускаются с небес на землю, так и становятся более близки к верующим.

6. «...И «ар-рух» [ангел Джабраил (Гавриил)]». Всевышний, сначала сказав обо всех ангелах, а затем выделив отдельным упоминанием из этого огромного числа одного, указал на особое положение ангела Джабраила (архангела Гавриила) пред Собою /5/.

7. «В каждом деле» — то есть ангелы спускаются как для низведения и выполнения велений Всевышнего, так и для того, чтобы установились, утвердились все те дела, что должны произойти в последующем году /6/.

8. «Она [эта ночь, длится] до рассвета» — «Ляйлятуль-кадр» начинается сразу после захода солнца и заканчивается с рассветом, то есть с началом времени утренней молитвы Фаджр /7/.

В Священном Коране есть еще одно упоминание о «Ляйлятуль-кадр»:
«Воистину, Мы [говорит Всевышний, указывая на Свое величие, но никак не множественность] низвели его [Священный Коран] в благодатную Ночь. И Мы предостерегаем, оповещаем [людей теми назиданиями, что указаны Нами в Священном Писании, а также описанием ожидающего их в Судный День, в вечности]. В эту Ночь [«Ляйлятуль-кадр»] будут различаться [распределяться, становиться явными, определенными] все мудрые дела [окончательно решенные и утвердившиеся]. По Нашему приказу. Поистине, Мы ниспосылаем [низводим]. И это — проявление милости Господа твоего. Воистину, Он — Всеслышащий и Всезнающий» (Св. Коран, 44:3–6) /8/.


Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто выстаивал ночную молитву /9/в «Ляйлятуль-кадр», веря в воздаяние и делая это только ради Всевышнего, тому будут прощены предшествовавшие грехи» /10/.

Что касается самого пророка Мухаммада saw , то ‘Аиша передала, что «посланник Всевышнего в последние десять ночей месяца Рамадан дольше молился (ночь превращал в нечто живое), будил свою семью для молитвы, совершал много благого» /11/.

Ляйлят-уль-Кадр
Среди каких ночей ожидать ее?


Во-первых, абсолютное большинство Исламских ученых говорило о том, что «Ляйлятуль-кадр» присутствует в каждом году и именно в месяц Рамадан.

Во-вторых, о том, какая именно ночь месяца Рамадан является Ночью Могущества, до ее наступления однозначно известно только Творцу, Господу миров /12/.

В Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Господь и приветствует) есть немалое количество хадисов, в которых указываются предположительные временные границы нахождения этой благословенной ночи. Вот некоторые из них:
— «Ищите Ночь Могущества [молясь, выстаивая молитвы и совершая благие дела] в последних десяти днях месяца Рамадан» /13/;
— «Ищите Ночь Могущества в нечетные дни последних десяти дней месяца Рамадан» /14/;
— «Кто будет искать Ночь Могущества, тот пусть ищет ее среди последних семи дней» /15/;
— «Ночь Могущества — это ночь двадцать седьмого дня» /16/;
— «Ночь Могущества — это ночь двадцать четвертого дня» /17/;
— «Ночь Могущества — это ночь двадцать седьмого дня или двадцать девятого. Ангелов [спустившихся на землю] в эту ночь будет больше, чем мелких камешков [на всей этой планете]» /18/.

Имам Ибн Хаджар, комментируя название главы из свода имама аль-Бухари [глава называлась «Поиск «Ляйлятуль-кадр» в нечетные дни последних десяти дней»], в которой великий мухаддис упоминает несколько хадисов из числа приведенных выше, заметил: «Такое название этой главы как бы указывает на то, что «Ляйлятуль-кадр» находится в месяце Рамадан в последних десяти днях и именно нечетных из них»/19/.

Значительная часть исламских ученых делала акцент именно на ночь двадцать седьмого дня месяца Рамадан, говоря, что это наиболее вероятное время, хотя неоднозначно. Очень часто торжественные и праздничные мероприятия как на государственном, так и на местном уровнях, приуроченные к этому знаменательному событию, проводятся именно в двадцать седьмой день /20/месяца Рамадан /21/.

Конечно же, для того, кто не хотел бы упустить эту величественную ночь, наиболее предусмотрительным будет уделить определенное внимание каждой из последних десяти ночей месяца Рамадан: как минимум, полагаясь на милость Всевышнего, совершить дополнительную молитву, по завершении которой обратиться к Творцу всего сущего с мольбой-ду‘а и сделать хоть одно, пусть не столь значительное, но благое деяние во имя Него, искренне и бескорыстно. Даже если очередная ночь не окажется Ночью Могущества, все равно наши молитвы, по милости Творца, будут приняты и услышаны, ведь это было ночью, а тем более в одну из ночей благодатного месяца Рамадан.

Каковы ее признаки?


1. У этой ночи есть свой необычный блеск, сияние.
2. Эта ночь, по местным климатическим условиям, будет ни холодной, ни жаркой. То есть ночная температура будет средней для данного климата, местности и времени года.
3. Она будет спокойной, безоблачной и без осадков.
4. Звезды в эту ночь не падают.
5. Наутро после этой ночи солнце взойдет чистым, без лучей, диском, мягко-красным. Свет его будет нежным, неослепляющим, подобно полной луне в безоблачную ночь /22/.

Почему ее время окутано таинственностью?


Возможно, она сокрыта для того, чтобы люди не ограничивались одной ночью в году, когда они стараются быть далеки от греха и наиболее живы сердцем, душою.

Некоторые известные ученые говорили: «Человек должен искать «Ляйлятуль-кадр» в каждой ночи года». То есть оживлять ее молитвами, мольбой-ду‘а, размышлениями о мирском и вечном.

Скрытость и отсутствие четкой определенности в данном вопросе подобны неизвестности срока смерти, срока наступления Конца Света. Почему? Да потому что, имея возможность быть набожными сегодня, не нужно оставлять это на завтра, а тем более на будущие годы и десятилетия!

Как встречать Ночь Могущества?


Больше позитива, энергии в делах, одновременно с умением прислушаться к своему сердцу, заглянуть в самые потаенные закутки. Читать Священный Коран, молить Всевышнего и просить у Него благословения (тавфик) в последующих делах, благодати (баракят), обращаясь на языке, на котором нам легче всего излагать свои мысли, чаяния и пожелания.


Также можно читать молитву-ду‘а на арабском языке. Например, ‘Аиша однажды спросила пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует): «С какой мольбой-ду‘а лучше обращаться к Всевышнему в «Ляйлятуль-кадр»?» Пророк ответил: «Говори:
«Аллаахумма иннакя ‘афуввун тухиббуль-‘афва фа‘фу‘анни»
.

اَللَّهُمَّ إِنَّكَ عَفُوٌّ تُحِبُّ الْعَفْوَ فَاعْفُ عَنِّي

«О Господи! Ты — Прощающий, любишь прощать. Прости же и меня!»
--------------------------------------------------------
/1/ «Месяц Рамадан — это месяц, в который был ниспослан Коран [низведен из Хранимой Скрижали на первый небесный уровень из семи существующих] как руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение [чтобы отличить истинное от ложного]...» (см.: Св. Коран, 2:185). См., например: Аль-Хамсы М. Тафсир ва баян [Комментарий и объяснение]. Дамаск: ар-Рашид, [б. г.]. С. 496 и 598.
В последующем, на протяжении двадцати трех лет, ангелом Джабраилом (Гавриилом), по велению Всевышнего, строки (аяты) Писания постепенно передавались пророку Мухаммаду (да благословит его Всевышний и приветствует), упорядоченно раскрывая и объясняя Божественные повеления и положения, актуальность которых сохранится вплоть до Конца Света. См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. [Освещающий тафсир]. В 32 т. Дамаск: аль-Фикр, 1991. Т. 30. С. 332, 334.
/2/ С учетом грамматических тонкостей можно перевести и следующим образом: «Она («Ляйлятуль-кадр») — мир (безопасность, благополучие)». См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 32 т. Т. 30. С. 332.
/3/ См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 300.
/4/ См. например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 300, 301.
/5/ См.: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 32 т. Т. 30. С. 332.
/6/ См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 32 т. Т. 30. С. 333, 335.
/7/ Там же. С. 335.
/8/ См., например: Аль-Хамсы М. Тафсир ва баян. C. 496.
/9/ В первую очередь имеются в виду молитвы «Таравих», «Тахаджуд» и «Витр».
/10/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Абу Дауда, ан-Насаи и ат-Тирмизи. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 536, хадис № 8902.
/11/ См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 316, хадис № 2024.
/12/ И возможно, тем из числа ангелов, кому Всевышний дал знание об этом.
/13/ См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 301, хадисы № 2020, 2021, 2022.
/14/ См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 301, хадисы № 2016, 2017; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 472, хадис № 7725, «сахих».
/15/ См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 301, хадис № 2015.
/16/ Хадис от Му‘авия; св. х. Абу Дауда. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 472, хадис № 7723, «сахих».
/17/ Хадис от Биляла; св. х. Ахмада. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 472, хадис № 7724, «хасан».
/18/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 472, хадис № 7726, «сахих».
/19/ См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 306.
/20/ Можно сказать, вечером двадцать шестого дня. Учтите, что очередной день (сутки) начинается с заходом солнца. То есть с заходом солнца начинается двадцать седьмая ночь, а за ней уже следует двадцать седьмой день.
/21/ См.: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 32 т. Т. 30. С. 337; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1623, 1624.
/22/ См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 472, хадисы № 7727, 7728, «хасан»; аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. В 14 т. Т. 4. С. 306; аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. В 32 т. Т. 30. С. 337; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 3. С. 1624, 1625.

Использована информация: Умма.ру

Похожие статьи

Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent