Заголовок страницы

Укорачивание и подворачивание брюк

Укорачивание и подворачивание брюкКак понимать хадис о том, что надо укорачивать брюки? Если можно, объясните (а то некоторые говорят «харам» и все!) Abdulahad.

В хадисе, который обычно в этой связи приводят, говорится о том, чтобы человек не волочил подол своей одежды из гордости и высокомерия. Мусульманские ученые, комментируя его, подчеркивали важность намерения, как оговорено в самом хадисе, а не формы (длины, ширины и т. п.).

У арабов в те давние времена длинная одежда символизировала собой величавость, человек в такой одежде ощущал свое превосходство, что было пресечено Пророком (да благословит его Всевышний и приветствует). Из другого же достоверного хадиса мы знаем: надменный, высокомерный человек не войдет в Рай.

Сегодня же укорачивание брюк для каких-то народов стало традицией, а для кого-то — формой показать свою индивидуальность и особость (зачастую это присуще молодым людям, некоторые из которых подворачивают брючины штанов непосредственно перед молитвой-намазом, что можно отнести к очевидному нововведению-бид‘а). Есть и те, кто придерживается текста хадиса буквально, не обращая внимания на замечание о высокомерии. Это их право.

Далее приведем хадисы по теме и пояснения ученых:

"Кто опускает одежду до такой степени, что она волочится по земле (одежда его настолько длинна, что волочится по земле) /1/, и проявляет через это высокомерность (надменность, будто он — король, а все остальные — пешки), на того Всевышний не посмотрит в Судный День [не проявит к нему Свою милость]" /2/. Во время произнесения Пророком вышеупомянутых слов Абу Бакр уточнил: «О посланник Всевышнего, порой моя одежда растягивается (начинает некоторым образом свисать и волочиться по земле), избежать этого можно, только постоянно подтягивая ее (как мне быть)?» Пророк ответил: «Ты не из тех, кто делает это, проявляя тем самым надменность и высокомерие» /3/;

«Всевышний не взглянет [не проявит Свою милость и прощение] в Судный День на того, кто волочил свою одежду из заносчивости и высокомерия (проявляя надменность и кичливость)» /4/.

Ученые говорили: «Носить длинную, волочащуюся по земле одежду является грехом в том случае, если этим человек демонстрирует свое превосходство над окружающими» /5/. То же самое касается и тех, кто в форме вызова или «исключительной набожности» укорачивает брюки. Во всем должна быть золотая середина, где в параллель с религиозными рекомендациями идет понимание их сути (через те же самые хадисы и аяты) и учет народных традиций, культур. Ислам не призывает человека облачаться непременно в традиционную арабскую, индонезийскую или шотландскую одежды. Не столько важен стиль, сколько покрытие ‘аурата (частей тела, обязательных для закрытия), а также умеренность, чистота, эстетичность и отсутствие чувства превосходства над другими по причине дороговизны, экстрамодности или вызывающей необычности одеяния.

Хадис же «а что ниже щиколоток, то — в Аду» /6/ мусульманские ученые единодушно прокомментировали следующим образом: «Буквальное понимание данного хадиса неуместно, так как ряд достоверных повествований Пророка по данной теме (приведенных нами выше. — Ш. А.) четко и недвусмысленно объясняет суть вопроса, то есть — проявление высокомерия и надменности посредством волочащейся по земле одежды является греховным, ведущим человека к адскому наказанию.

Упомянутый хадис растолковывается именно в таком ракурсе /7/. А в общем, одежда должна быть в меру необходимости и потребности, а также в соответствии с местным климатом, традициями практичной, удобной, модной и нужного размера по длине, ширине и т. п. И только Всевышнему ведома истина» /8/.
-----------------------------------------------------------------------------
/1/ В хадисе употреблен глагол «джерра», который переводится как «тащить, тянуть, волочить», влечь за собой«.
/2/ Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990. С. 523, хадис № 8614, «сахих».
/3/ Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. аль-Бухари и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]: В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 13. С. 312, хадис № 5784; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин [Прогулка праведников. Комментарий к книге «Сады благонравных»]: В 2 т. Бейрут: ар-Рисаля, 2000. Т. 1. С. 548, хадис № 791.
/4/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и Муслима. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 13. С. 316, хадис № 5788; Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 548, хадис № 792.
/5/ См., например: Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 1. С. 548–550, хадисы № 791, 792 и 795, а также пояснения к ним; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]: В 10 т., 18 ч. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийа, [б. г.]. Т. 7. Ч. 14. С. 60–63, хадисы № 2085 (42–46), а также пояснения к ним.
/6/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и ан-Насаи. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 13. С. 315, хадис № 5787.
/7/ См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 13. С. 316, 318.
/8/ См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 13. С. 462.

Использована информация: Умма.ру

Похожие статьи

Комментарии 2

  1. 21 августа 2012 18:29

    По моему хадис «а что ниже щиколоток, то — в Аду» четко и буквально указывает о том что нельзя опускать брюки ниже щиколотка.

Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent