1. Откуда берется эта информация? Честно говоря, читается как сказка из "Тысячи и одной ночи". Да простит меня Аллаh, если я не права.
2. Ответьте, пожалуйста, где можно прочитать достоверные повествования о пророках, основанные на Коране и хадисах?
Приношу еще раз извинения за пространное повествование и жду ответа. Аиша.
Ответ. Многие занимательные и, порой, мудрые истории из глубокой древности, а также повествования о том, что было до последнего Пророка – это притчи-исраилият. Они могут цитироваться (см. далее хадис), когда есть в этом назидательная полезность, но только с условием, что эти притчи не вступают в явное противоречие с Кораном и Сунной, а также автор должен оговориться, что эта информация малодостоверна, относится к исраилият.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллаh и приветствует) призывал: "Передавайте, доводите до сведения других хотя бы один аят[1] из того, что оставлено мною. [И вам не запрещено] цитировать из того, что от детей Исраила[2] [притчи-исраилият[3]], и нет греха в этом. Кто же преднамеренно будет лгать в мой адрес [приписывая мне то, что я на самом деле не говорил], тот подготавливает для себя место в Аду".[4]
Что касается пророка Идриса, то имя его в Священном Коране упоминается дважды.
"И упомяни Идриса в Книге. Воистину, он был правдивейшим (сыддык), пророком. И подняли Мы его на высокое положение [вознесли его на высокое положение как в мире дольном, так и вечном]" (см., Св. Коран, 19:56, 57).
"И [упомяни] Исмаила, Идриса и Зуль-кифля. Все они были из числа терпеливых [в покорности Всевышнему и противодействии грехам и проступкам]. Мы ввели их в милость Нашу [то есть они были всесторонне окружены милостью Господа; Всевышний избрал их пророками[5]]. Воистину, они [были] праведными, благочестивыми" (см., Св. Коран, 21:85, 86).
Слова "И подняли Мы его на высокое положение" комментировали по-разному:
1). Достоверно известно, что Пророк Мухаммад (вне физики и вне времени) виделся с пророком Идрисом на четвертом небесном уровне (во время вознесения-ми‘раджа), а это, без сомнений, высокое положение;
2). Некоторые говорили о том, что Идрис, по велению Господа, был вознесен на небеса живым. Однако такие предположения крайне малодостоверны. Из Священного Писания и Сунны мы достоверно знаем, что только пророк Иисус был вознесен и не умер обычной человеческой смертью (см., Св., Коран, 4:157, 158).[6]
3). В своде хадисов имама ат-Табари приводится повествование о том, что однажды "Идрис попросил надежного друга из числа ангелов вознести его на небеса. Тот согласился удовлетворить просьбу и начал подниматься вместе с пророком в непостижимую высь. На четвертом небесном уровне они повстречали ангела смерти и спросили: "Скажи, пожалуйста, сколько осталось жить Идрису?" "А где он?", – уточнил ангел смерти. "Да вот он" – воскликнул друг Идриса. "Удивительно, мне было приказано забрать его душу на четвертом небесном уровне, хотя он [как человек] вроде бы должен быть на земле?!" И забрал душу Идриса.
Известный мухаддис имам аль-‘Аскаляни говорил: "Данное повествование из числа притчей-исраилият. И только Всевышнему Аллаhу известно о достоверности этого", то есть достоверность этого не имеет прямых подтверждений в мусульманском богословии.[7]
Если просматривать упоминания об Идрисе в повествованиях Пророка Мухаммада, то, например, в своде хадисов имама аль-Бухари имеется "раздел упоминания Идриса (да будет мир над ним)", где приводится один единственный хадис о вознесении (ми‘радж) Пророка Мухаммада с упоминанием вневременной метафизической встречи последнего Посланника с несколькими предыдущими посланниками и пророками, среди которых были Идрис, Моисей, Иисус и Авраам.[8]
Некоторые мусульманские ученые говорили, что пророк Идрис является первым, кто создал письменность (см., св. х. Ибн Хаббана), а также первым, кто начал шить одежду.[9] Ибн Кутейба, например, говорил, что "Идрис был вознесен ангелом, когда ему было триста пятьдесят лет".[10] Имам Ибн Кясир в своей книге о пророках, подчеркнул, что немалое количество притч-исраилият не имеют подтверждений своей достоверности.[11]
---------------------------------------------------------------------------------
[1] Слово "аят", упоминаемое в данном хадисе, поясняли как "откровение, чудесное событие, знамение", то есть вся та полезная для других информация, что входит в информационную сокровищницу последнего Божьего Посланника.
[2] "Дети Исраила" – это потомки Я‘куба (Якова) сына Исхака (Исаака) сына Ибрахима (Авраама). У Я‘куба было прозвище Исраил. См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]: В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000, т. 8, с. 614. Словосочетание "дети Исраила" часто встречается в Священном Коране.
[3] Можно перевести как "притчи и мудрые повествования людей Писания".
[4] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 18 т., (2000), т. 8, с. 614, хадис № 3461.
[5] О том, что Зуль-кифль был пророком, нет однозначной и достоверной информации. Некоторые ученые говорили, что он был праведником, но не был пророком. См.: Тафсир "Джалалейн" или аль-Хамсы М. Тафсир ва баян. С. 329.
[6] Подробнее об Иисусе см.: Аляутдинов Ш. Путь к вере и совершенству, 3-е изд., с. 81-93, а также именной указатель книги (с. 471).
[7] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 18 т., (2000), т. 8, с. 462, 463.
[8] Подробнее см.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари: В 5 т. Т. 2, с. 1028, 1029, хадис № 3342.
[9] Об этом говорил Ибн Исхак.
[10] См.: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари: В 18 т., (2000), т. 8, с. 463.
[11] Подробнее см.: Ибн Кясир И. Кысас аль-анбия’ [Истории пророков]. Каир: аль-Хадис, [б. г.], с. 62, 63.
http://www.umma.ru