Заголовок страницы

Феминизм. Мужской взгляд. Продолжение

Феминизм. Мужской взгляд. Продолжение

Размышления о феминизме и Исламе Даниеля Хакикатджу из книги Современные вызовы Ислам, изданной на русском языке Дар-уль-фикр в 2022 году. Продолжение
ИЗ ПЕРВОЙ ВОЛНЫ
Читатель может спросить: «Что именно в феминизме представляет проблему?». А правда в том, что сама суть феминизма, её основа является проблемой.
Здесь можно провести аналогию с расизмом. Большинство из нас признаёт, что расизм — это проблема, и ненависть в адрес людей иного цвета кожи или иной этнической принадлежности не вписывается в образ верующего человека. Хотя, если углубиться немного, можно увидеть, что расизм движения Ку-клукс-клан и расизм неонацистов или альт-правых – это не совсем одно и то же. В каждой идеологии свои нюансы. Но имеют ли эти нюансы значение, когда суть расизма остается неизменной во всех этих видах?
И здесь надо уточнить, что я не считаю феминизм расистской идеологией. Я лишь отмечаю в числе прочих проблем феминизма тенденциозность кризиса веры у мусульман, принявших идеологию этого движения, и оставления ими веры вообще. Это нельзя назвать совпадением или незначительной погрешностью в статистике. Чтобы подкрепить сей вывод, я предлагаю обратить внимание на суть и происхождение феминизма на примере самых знаменитых его представителей.
С самого начала феминизм был антирелигиозным. Не будет преувеличением сказать, что все ключевые фигуры каждой волны феминизма были агрессивно-антирелигиозными.
Еще в 19 веке, когда феминизм был в зачатке и назывался «общественным движением за избирательное право женщин» («первая волна»), последователи этого движения называли традиционные конфессии не иначе как «инструментом подчинения женщин». Самые ранние феминистские идеологи считали, что религиозные институты не только способствуют ослаблению прав женщин, но и в действительности являются главным генератором и катализатором женоненавистничества. Сьюзен Б. Энтони — одна из центральных фигур общественного движения за избирательное право женщин — отметила: «Главный враг [женщины] находится за кафедрой».
Энтони часто выступала против традиционной религии: «Какое же, должно быть, ужасное создание — этот их бог, увеличивающий число голодных ртов и жалеющий хлеба для их пропитания!». В частности, про саму идею организованной религии Энтони заявляла: «Я не могу себе представить, чтобы Господь Вселенной радовался тому, что я встала на колени и назвала его «великим».
Еще одна ранняя феминистка «первой волны» 19 века Хелен Х. Гарднер подробно писала о «преступлениях» Библии и христианства в отношении женщин: «Эта религия и Библия требуют от женщины всего и не дают ей ничего. Они требуют у неё поддержки и любви, но отвечают ей презрением и угнетением [...] Каждая несправедливость, когда-либо совершенная над женщинами в христианской стране, была «разрешена Библией» и утверждена кафедрой». Однако презрение Хелен Гарднер к религии не остановилось на христианстве. Она пишет в своей книге под названием «Мужчины, женщины и боги»: «Даже если религия утверждает своё сверхчеловеческое происхождение — я считаю, что все они так и утверждают — она должна быть критически оценена человеческим разумом; и если наши самые высокие моральные принципы сталкиваются с любым из её диктатов, то отойти должны религиозные диктаты. Ибо единственное благо в любой религии — это ее мораль, а мораль не имеет ничего общего с верой. Мораль — это про благие деяния в этом мире, тогда как вера рассуждает о неизвестных величинах мира следующего. Мораль — реальная необходимость, а вера — мечты о Вечности. Мораль зависит от всеобщей эволюции, а вера — от особого «откровения», и ни одна женщина не может позволить себе принять какое-либо из «откровений», предложенных этому миру.
То, что Моисей или Конфуций, Мухаммад или Павел, Авраам или Бригам Янг утверждали, что их догма получена непосредственно от Бога, и что эти избранные люди лично с ним установили контакт, не имеют для нас никакого значения, если их учения не согласуются с нашей высокой идеей, нашей благородной целью и с нашим чистым представлением о жизни. Какие из них могут выдержать это сравнение? Ни одно «откровение», известное на сегод няшний день человеку, не может открыто заявить девятнадцатому веку: «Я соответствую вашим самым высоким достижениям; Я поддерживаю вашу наивысшую мысль; я не шокирую своими требованиями ваше чувство справедливости». Ни одно.
Подобную враждебность к религии можно найти практически в любых выступлениях и книгах выдающихся феминисток первой волны, одной из которых была Элизабет Кейди Стэнтон, возглавившая написание скандально известной «Женской Библии». Если бы мусульманские феминистки сегодня решили написать «Женский Коран», они бы всего лишь поравнялись с феминистками прошлого века, которые еще считались наименее экстремальными и жесткими из всех.
Итак, на первой волне антирелигиозные настроения не заканчивается. Рассмотрим так называемую «вторую волну». Идеолога, её всколыхнувшего, звали Симона де Бовуар.
Вот, что она говорила о своем отношении к религии: «Мужчины пользуются большим преимуществом в виде бога, одобряющего то, что они диктуют; Для мужчины, обладающего властью над женщинами, будет особенной удачей, если эта власть возложена на него Высшим Существом. У иудеев, мусульман, христиан и прочих, мужчина является господином по божественному праву; поэтому страх перед Господом будет подавлять в забитой женщине любой импульс к восстанию»
Другая выдающаяся феминистка второй волны Глория Стейнем говорила так: «Это потрясающий подлог — если задуматься — верить во что-то взамен на жизнь после смерти. Даже корпорации со всеми их системами вознаграждения не идут на такое коварство».
В недавнем интервью Стейнем спросили: «В чём вы видите наибольшую на сегодня проблему феминизма?». Она ответила: «Это проблема, которую мы мало обсуждаем, — религия. Я считаю, что духовность — это одно, но религия — это просто политика в небе. И мы действительно должны больше говорить об этом, потому что наше молчание делает религию только сильнее».
В третьей волне враждебность к организованной религии только усиливается, но эта враждебность принимает множество форм, в том числе «альтернативной религии» и «неноминальной духовности».
Профессор Института Исследования женщин, гендера и сексуальности Сьюзан Шоу утверждает, что «патриархат является преобладающей религией планеты» по вине традиционных религиозных институтов, таких как: Церковь, Мечеть и Синагога: «Гендерные проблемы нашего мира охватывают все религии без исключения.
Нам нужна реформация, возможно революция, чтобы снести алтари мужской власти и восстановить всемирное святилище единения, равенства, справедливости, мира и любви».
Радикальный идеолог феминизма и гомосексуализма Мэри Дейли считала, что религия по сути своей репрессивна по отношению к женщинам: «Женщина, требующая равенства в церкви, сопоставима с темнокожим человеком, требующим равенства в Ку-клукс-клане».
Дейли также писала в своем провокационном эссе «Sin Big (Греши по полной)»: «Слово ‘‘sin (грех)’’ происходит от индоевропейского корня ‘‘es-’’, что означает ‘‘быть’’. Обнаружив эту этимологию, я интуитивно поняла, что для [человека], оказавшегося в ловушке патриархата, который в свою очередь стал религией для всей планеты, ‘‘быть’’ в самом полном смысле — значит ‘‘грешить’’».
В эссе Дейли поощряет в женщинах «мужество для совершения греха, так как греховность в религиозном смысле считается высшей формой протеста против патриархата»… «Подрыв патриархата идет рука об руку с подрывом религиозных норм. Фактически, между ними нет различия, поскольку религия является патриархатом, а патриархат — религией. Уничтожить одно — значит уничтожить другое».
Подобных реплик, которыми переполнены практически все основные книги феминистских идеологов, будет достаточно, чтобы собрать несколько томов антирелигиозной литературы. И, конечно же, мы видим богохульство, которое совершают мусульманские феминистки, вдохновленные такими выражениями (особенно на этапе 5). Человек, какой бы целостной ни была его личность, неизбежно подвергается влиянию того, кого избрал себе в наставники.
Зная про такие взгляды основателей движения феминистов и их последующих лидеров, читая их антирелигиозные лозунги, разве можно себе представить, чтобы принятие такой идеологии привело к чему-либо другому, кроме разрушения мусульманской веры?
ДРУГОЙ ПУТЬ
Повторюсь, мы с женой считали себя феминистами до определенного момента, но, хвала Аллаhу, вовремя поняли, куда ведет тропа феминизма. Тем не менее, отказ от феминизма нас не особо утешил, так как некоторые женщины как подвергались жестокой несправедливости, так и продолжили подвергаться ей. Кроме того, мы размышляли: как может согласовываться с общим принципом равенства в Исламе тот факт, что для женщин и мужчин выведены разные шариатские положения? И как ответ на подобные вопросы к нам пришло осознание, что проблема на самом деле в нашем чувстве справедливости и понимании равенства. И разве есть способ поправить свое понимание лучше, чем обратиться к источнику справедливости и милосердия?
«Господь наш! Мы услышали глашатая (пророка Мухаммада), призывавшего к вере [со словами]: «Уверуйте в вашего Господа!» — и мы уверовали. Господь наш! Прости же нам наши грехи, очисти нас от наших скверных деяний и упокой нас вместе с праведниками. Господь наш! Даруй нам то, что Ты обещал через посланников Твоих, и не опозорь нас в Судный день.
Поистине, Ты не нарушаешь обещаний». И ответил им Господь: «Я не обесценю поступки каждого из вас, будь то мужчина или женщина. Одни из вас — от других (в рождении человека участвует как мать, так и отец). А тем, кто переселился, был изгнан из дома или перенес мучения на Моем пути, сражался и был убит, — (всем им) Я непременно прощу их плохие поступки и введу в райские сады, где текут реки. Это — награда от Аллаhа. А у Аллаhа — лучшая награда». Пусть не обманут тебя [раскованные] действия неверующих на земле. [Земная жизнь для них всего лишь] кратковременное удовольствие, а затем их пристанищем станет Ад. Сколь же скверно это место!»
Также Всевышний Аллаh говорит: «Мы ниспослали тебе, [о Мухаммад], Писание с истиной в подтверждение прежних Писаний, и для того, чтобы оно свидетельствовало о них. Суди же их согласно тому, что ниспослал Аллаh, и не потакай их желаниям, уклоняясь от явившейся тебе истины. Каждому из вас Мы установили закон и путь. Если бы Аллаh пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаhу, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях».
Аллаh не обесценит ничьи деяния, будь то мужчина или женщина, и Аллаh будет судить нас только по тому, чем Он испытал нас, ни больше, ни меньше; женщин не будут судить по тому, что было дано мужчинам, и мужчин не спросят по тому, что было дано женщинам. Это стандарт гендерной справедливости, который Аллаh дает нам в Коране. И здесь речь не о том, что мужчины и женщины подчиняются одному и тому же своду законов; и не о том, что мужчинам и женщинам вменяются одни и те же конкретные обязанности; и не о том, что мужчины и женщины наделены одинаковыми чертами. Подобно тому, как Аллаh создал различные существа — ангелов, джиннов, облака, горы, животных и так далее, — и отвел каждому творению свою роль и значение, так же Аллаh создал мужчин и женщин по-разному, но они все еще «друг из друга» (ба’дукум мин ба’д). Мусульмане — мужчины и женщины — должны поддерживать друг друга в эти смутные времена.
Кроме того, все виды жестокого обращения с женщинами, которые могут подтолкнуть мусульман к феминизму, в полной мере могут быть пресечены Исламскими нормами и принципами, установленными Кораном и сунной. Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) определил эти принципы в своих хадисах: «Самые лучшие из вас те, кто хорошо относится к своим женам, и я — лучший из вас для своих жен».
Что касается физического насилия, Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) особо отметил: «Многие женщины приходили к семье Мухаммада, жалуясь на мужей. Эти (мужчины, которые обращаются так со своими женами) — не лучшие среди вас».
Но насилие, которое многие женщины терпят, не ограничивается физическим. Эмоциональное насилие и пренебрежение правами могут быть еще более разрушительными для женщины, чем физические побои. Многие мусульманские женщины могут всю жизнь не видеть проявлений любви или уважения от своих мужей. Тогда как в Коране в суре «аль-Муджааля» Всевышний Аллаh говорит: «Аллаh уже услышал слова женщины, которая спорила с тобой [о Мухаммад] о своем муже и жаловалась Аллаhу».
Аллаh (Творец всего сущего!) проявляет Свои заботу и милосердие, внимая жалобам обиженных женщин. Так насколько дозволено мусульманину игнорировать эмоциональные потребности своей собственной жены? Более того, если взглянуть на жизнеописание Пророка (да благословит его Аллаh и приветствует) и его сподвижников, мы увидим, что ни один из них не прибегал к унижению, оскорблению женщин, будь то их жены, сестры или дочери, не говоря уже о том, чтобы их избивать. Напротив, очень много сообщений содержат истории о том, как эти благословенные люди проявляли особую осторожность с чувствами своих жен и выполняли свои обязательства по отношению к ним с ихсаном, то есть наилучшим образом.
Эту тему можно развивать очень долго, но я остановлюсь на том, что мы — как мусульмане — должны больше доверять мудрости Ислама и не обращаться к сторонним движениям и организациям для решения своих проблем.
Нельзя забывать, что наш пример справедливости, наш ориентир — это Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует), а не Сьюзан Энтони, Симона де Бовуар, Бетти Фридан, Глория Стейнем, Белл Хукс или другие идеологи современных движений.
И наконец. Я прошу имамов, религиозных лидеров и ученых более серьезно относиться к таким явлениям, как «феминизм в Исламе» и не бояться рассуждать открыто на неудобные темы. Такие проблемы замалчиваются давно, и, возможно, молчание было хорошей реакцией раньше, когда не были еще настолько развиты и доступны простому мусульманину интернет и социальные сети, переполненные антиИсламской пропагандой. Но сегодня игнорировать такие темы — значит способствовать росту недовольства и разочарования Исламом и Исламской наукой.
Нельзя бесконечно скрывать «спорные» аяты, хадисы и шариатские положения. Люди все равно узнают. В первую очередь потому, что атеисты и либеральные активисты не сидят сложа руки, и в попытках «разоблачить» Ислам они их раскроют в самом искаженном ракурсе. Такие вещи серьезно смущают обычных мусульман, и они, чувствуя себя глубоко преданными, в итоге оставляют Ислам. Этот процесс уже идет полным ходом, его не получится отрицать. Достафеминистские социальные сети и веб-сайты, посвященные проблемам мусульманских женщин, чтобы увидеть масштабы поползновений против ортодоксального Ислама.
Вместо того, чтобы предоставлять феминизму карт-бланш для унижения Исламской общины, мы должны удвоить наши усилия и опровергать, критиковать феминизм конструктивно, последовательно, на интеллектуальной и академической основе. Разумеется, это не должно ограничиваться краткими статьями, но, иншаАллаh, всё впереди.
Результатом такой работы будет возможность для мусульман правильно понимать гендерные отношения в Исламе и убедиться в том, насколько далеко превосходят Исламские справедливость и милосердие то, что может предложить феминизм.



Продолжение следует

Похожие статьи

Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent