Заголовок страницы

Феминизм. Мужской взгляд

Феминизм. Мужской взгляд

Размышления о феминизме и Исламе Даниеля Хакикатджу из книги Современные вызовы Ислам, изданной на русском языке Дар-уль-фикр в 2022 году.
Когда я познакомился со своей женой, мы оба были студентами в Гарварде. Мы оба считали себя феминистами по молодости, так как видели на собственном опыте и часто слышали от окружения об ужасах домашнего насилия в отношении женщин. Мы оба очень хотели бороться с этим угнетением и помогать женщинам уберечься от травм, будь то травмы эмоциональные или физические.
Мы оба стремились к миру, в котором женщины и девочки могли бы рассчитывать на уважение, доброту, любовь, поддержку и полный перечень прав, которые заслуживают все люди.
И мы до сих пор думаем так же. И до сих пор этого хотим. Тогда нам казалось, что в феминизме спасение мира. Но с каждым годом мы убеждались, что феминизм — далеко не решение. И даже более, феминизм — это предпосылка к другой, гораздо более серьезной проблеме.
В действительности в этой идее очень много проблем. Феминизм зарождался как антирелигиозное, антисемейное движение. Это не просто «всего лишь одна сторона феминизма», не совместимая с мусульманской верой. Как бы трудно ни было некоторым мусульманам признать данный факт, но сама основа феминизма не совместима с Исламом. Чтобы это понять, просто почитайте статьи самых известных теоретиков феминизма за всю историю этой идеи — от «первой волны» феминизма до «третьей волны», и вы увидите, что этот вывод неоспорим.
Мусульманам важно понять суть феминизма, потому что многие из нас сегодня считают себя частью этого движения и, чаще всего, причины у них те же, что были у нас с женой в свое время. Это опасно, потому как выясняется, что идеи феминизма угрожают мусульманской вере. Между Исламом и феминизмом существуют конфликты как поверхностного уровня, так и более глубокие. Мы согласны с тем, что явление феминизма необходимо разбирать детально и тщательно, но в случае с мусульманами достаточно спросить себя: почему так много мусульманских феминисток в итоге выходят из Ислама?
ЦИФРЫ
Женщины, которые идентифицируют себя как феминистки, гораздо менее склонны к религиозности, чем женщины в целом. Среди женщин примерно 7 из 10 говорят, что относят себя к определенной религии, например, иудаизму, христианству, Исламу и так далее. Однако среди женщин-феминисток только 1 из 10 сообщают о такой принадлежности.
Но указывает ли это на существование тенденции среди женщин оставлять веру из-за феминизма? Да, и это подтверждает другая статистика. Например, в период с 1993 по 2013 год число нерелигиозных женщин в США утроилось. Процент нерелигиозного населения в этот период именно нерелигиозных женщин опережал общий процент.
В 1993 году 16% атеистов и агностиков были женщинами, но в течение последующих 20 лет это число почти утроилось до 43%.
Аналитики утверждают, что подъем нерелигиозности связаны с распространением идей феминизма и секуляризма через средства интернет и социальные сети.
Отложим статистику и взглянем на тенденции в мусульманском сообществе: женщины и мужчины, оставившие Ислам, открыто пишут о том, что привело к их вероотступничеству, и нам даже не нужно размышлять о причинах. Они прямо заявляют: Ислам, Коран и Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует) являются символами патриархата и угнетения. Иными словами, Ислам не совместим с феминизмом, поэтому как феминистка может быть мусульманкой?
ПУТЬ К ПРОПАСТИ
Мусульманки, называющие себя феминистками, непременно будут отрицать, что их феминизм — это путь к вероотступничеству. Тут я хочу пояснить: я не утверждаю, что каждая мусульманка, считающая себя феминисткой, в итоге выйдет из Ислама. Повторяю: я не утверждаю, что каждая мусульманка, считающая себя феминисткой, в итоге выйдет из Ислама.
Не каждый плавающий в море с акулами станет их жертвой, но шанс быть съеденным ими всё же очень велик. Более сильные пловцы будут ранены, но выберутся из воды живыми, тогда как все остальные обречены стать обедом для акул. Феминизм поглотил целые ряды мусульманской общины.
Если мы заботимся об имане в целом и имане следующего поколения в частности, мы больше не можем позволить себе игнорировать эти процессы.
Чтобы решить проблему, сначала нужно признать, что проблема существует. Потому как именно в этой точке я столкнулся с разочарованием. Мусульманская община, особенно в США, не хочет признавать, что феминизм вреден и представляет прямую угрозу вере. А некоторые организации и вовсе политизированы до такой степени, что их активисты яростно нападают на всех, кто недостаточно строго придерживается партийной линии.
Но, как бы это ни было неудобно, мы должны противостоять этой опасности. Настало время заговорить о феминизме, и религиозные лидеры, имамы и ученые должны уже начать называть вещи своими именами. Ставки слишком высоки, и результат феминистской заразы не заставит себя долго ждать. Лет через десять или, может быть, даже пять, когда мы оглянемся назад и задумаемся о том, что именно пошло не так, будет слишком поздно. Действовать надо уже сейчас.
Цель моя сейчас заключается в том, чтобы обосновать тот факт, что феминизм — это прямой путь к вероотступничеству. Я надеюсь, что мусульмане поймут это, увидят это явление в мире вокруг (или даже в самих себе) и найдут в себе смелость выступить против этого, а может, и пересмотреть свои взгляды, соотнести их со своей верой, как много лет назад это сделали мы с моей супругой.
Перейдем к делу. Вот вам феминистский путь мусульман к вероотступничеству.
ЭТАП 1. Всё начинается с вполне уместного возмущения отношением некоторых мусульманских мужчин к мусульманским женщинам. В нашей среде все ещё встречается домашнее насилие и различные формы физического и эмоционального угнетения женщин. Некоторые мусульманские учреждения игнорируют потребности и проблемы женщин. В некоторых культурах девочки становятся жертвами преступно несправедливых двойных стандартов, удобных для мальчиков. И особенно ужасно, что порой ответственные стороны из-за эгоизма и невежества пытаются оправдать свое открытое пренебрежение или жестокое обращение с женщиной, ссылаясь на Коран или определенные хадисы.
Однако решение этих проблем — не феминизм. С невежеством надо бороться с помощью Исламских знаний. И это знание должны предоставлять истинные ученые (уляма), не подверженные влиянию модернизма, либерализма и феминизма.
Но, к сожалению, истинное знание не всегда доступно, поэтому мусульмане (в том числе и некоторое мужчины) инструментом выражения своей позиции и пережитой травмы выбрали феминизм. Так мусульмане становятся на скользкий путь феминизма и начинают движение навстречу катастрофе.
Если угнетение женщин является болезнью, то Исламские законы и этика являются естественным, «органическим», здоровым лекарством, тогда как феминизм — это жесткая токсическая химическая обработка, которая может избавить от болезни только путем отравления самого пациента, спровоцировав в нем попутно десяток других болезней.
Как феминизм объясняет домашнее насилие, игнорирование со стороны мечетей и прочие виды ущемления прав женщин? Правильно: «Это всё патриархат!». С их точки зрения, вся проблема в мужчинах как таковых (а также в женщинах, смирившихся с патриархатом). То есть вся проблема в мужчинах, которые по своей природе стремятся доминировать над женщинами, порабощать и использовать их.
Простите, но это ущербный подход к реально существующей проблеме. Но именно он постепенно берет верх в сознании феминиста…
ЭТАП 2. На первом этапе проблемы были связаны с реальными нарушениями прав женщин. На втором же этапе проблемы приобретают более абстрактный и концептуальный характер.
Почему в президиуме Исламской конференции не сидят женщины? Почему на плакате есть фотографии спикеров мужчин, а женщины обозначены обезличенными иконками с хиджабом? Почему имам-мужчина говорит про хиджаб и про то, что женщины должны носить? Почему мужчинам-мусульманам вообще есть дело до того, что носят женщины? Почему мечеть разделяет мужчин и женщин? Почему гендерная сегрегация (или иногда говорят «гендерный апартеид») остается актуальной в наши дни? Почему мусульмане-мужчины отрицают свои явные привилегии? Почему женской скромности придают такое большое значение? Как смеют мужчины даже говорить о проблемах женщин?! Как смеют мужчины даже высказываться про феминизм?!… При этом игнорируется факт, что феминизм систематически обвиняет мужчин в целом в перманентном угнетении примерно половины населения Земли. Но у обвиняемого нет прав ответить на такие серьезные заявления: что вы, это же будет «выгораживанием мужчин»!
Универсальным ответом на все подобные вопросы, конечно же, как и на первом этапе, остаётся: «Это всё патриархат!».
В отличие от первой стадии, проблемы на второй стадии уже вызваны не Исламским мировоззрением и его положениями. Они вызваны западным феминистским и либеральным дискурсом. Это ясно из того факта, что феминистки на втором этапе начинают бороться с тем, что имеет прочную основу во всех школах Исламского права, как например: разделение полов, скромность, дресс-код, ограничение публичности женщин и взаимодействия с мужчинами без контроля махрама и так далее. Но, как правило, феминистки, дошедшие до этого этапа, невежественны в вопросах Исламского права. И когда им сообщают, что всё перечисленное — неотъемлемая часть Исламской религии, они переходят к третьему этапу.
ЭТАП 3. На третьем этапе под феминистский обстрел попадает уже сама Исламская наука. Если на втором этапе обиды были связаны с отношением современных мужчин-мусульман к женщинам, то теперь гнев направлен на всех мужчин-ученых, живших на протяжении всей истории Ислама.
И вот уже большой и страшный патриархат наших дней становится наследием сексистов прошлого. Феминистку на данном этапе осеняет: ученые прошлого в своих суждениях мало чем отличались от современных «ученых-женоненавистников».
Если мы обратимся к книгам гигантов Исламского права, то найдём их полными материала, который феминизм считает воплощением «гнусного патриархата» и женоненавистничества. По этой причине на третьем этапе очень много мусульманских женщин, объявивших войну нынешним ученым, Исламским организациям и их позиции, завидев тексты книг ученых прошлого, приходят в ужас и разочаровываются в Исламском учении как таковом.
С этого момента мусульманская феминистка заявляет, что отныне полагается исключительно на Коран и хадисы, потому как трактовка мужчин-ученых её не страивает. Но и это не конец…
ЭТАП 4. Коран 4:34; Коран 2:228; положение о свидетельстве женщин; женщина и наследование; «у женщин меньше разума, слабее вера…»; «большинство женщин в огне…»; «если бы я повелел кому-нибудь поклониться...» и так далее и так далее. Как мусульманская феминистка может все это принять? Как может откровение от Бога содержать не одно, не два, а тучу прямых выражений «женоненавистничества»?
И третий этап переходит незамедлительно в четвёртый: «Ну, может быть, все это было неверно истолковано. Может быть, если мы согнемся, подвинемся и очень постараемся, мы сможем иначе объяснить этот аят или этот хадис. Возможно, мы сможем примирить откровение, которое было признано вершиной красноречия, мудрости и справедливости людьми 7-го века (и 8-го, 9-го и 10-го ...) с бессвязной демагогией секулярных гендерных исследований профессоров 20 и 21 века. Может быть, ведь всё может быть! Всё возможно!».
Такое наивное отношение может сохраняться очень долго, пока не откроются все неисчислимые аяты Корана и хадисы, разящие феминизм в самое сердце. Чем больше таких шариатских текстов знает мусульманская феминистка, тем выше вероятность её перехода к Этапу 4.
Мусульманская феминистка на данном этапе осознает, что единственный способ полностью примирить феминизм с Исламом — отрицать божественность Корана и легитимность пророческой сунны.
О да, именно здесь находятся «мусульманки-реформаторы», которые открыто заявляют: «Мы должны сказать «нет» Корану!». Именно здесь, на этом этапе рождаются революционерки, беззастенчиво оскорбляющие пророков, мир им всем, потому что, как вы догадались, «это всё — патриархат!».
Теперь они достаточно смелые, чтобы позволить себе богохульство и пропаганду таких явлений, как: женщины, возглавляющие мужчин в молитве, брак мусульманских женщин с немусульманами, гомосексуальные браки мусульман, мусульмане-трансгендеры, прелюбодейство (зина), в общем, чем дальше, тем страшнее. Феминизм в женском сознании разрастается настолько, что вытесняет не только школы Исламской науки, но вообще не оставляет места какому-либо своду законов (в данном случае — шариату и сунне), которые могут диктовать женщинам, как жить. И любой, кто скажет, что «это повеление Аллаhа», тут же становится патриархальным угнетателем (с точки зрения феминизма, «повеление» — это в любом случае патриархальное понятие).
На данном этапе, как вы поняли, мусульманок, как бы себя эти феминистки ни называли, уже не остается. Нельзя принять все эти вещи и по-прежнему считать себя мусульманином. Когнитивный диссонанс тут достигает запредельной точки, и тот факт, что мусульманское сообщество в целом враждебно относится (и правильно делает) к богохульству и унижению символов Ислама, которые позволяют себе эти люди, сводит на нет их и без того призрачную эмоциональную связь с Исламом. А за этим неизбежен пятый этап.
ЭТАП 5. Ментальные страдания здесь достигают апогея. И для прямого обозначения своего выхода из Ислама не требуется многого: «Если Господь не имеет пола, то почему Он в откровении о Себе говорит не «Она», не «Оно», а «Он»? Почему первым человеком был мужчина, а не женщина? Почему большинство исторических повествований в Коране о мужчинах, а не о женщинах? Почему последним Посланником Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) был мужчина, а не женщина? Почему откровение от Бога приходило к нам только через мужчин, и ни разу — через женщин?
Этот шквал сумасшедших для мусульманина вопросов приводит их к открытому куфру (неверию), то бишь к вероотступничеству. Здесь феминистки толпами срываются в пропасть: Зачем Бог вообще создал патриархат? И разве не Господь творил порабощение женщин всего мира и насилие над ними на протяжении тысячелетий?
Единственный ответ, который может дать феминизм на подобные вопросы: «религию придумали мужчины для того, чтобы держать в подчинении женщин».
ВСЁ. ЭТО КОНЕЦ. Опасность феминизма заключается в эффекте домино. Как только человек избирает себе позицию «это всё патриархат!», списывая на него любую несправедливость, остальное — всего лишь вопрос времени. И феминистки пятого этапа просто более честны, интеллектуальны и последовательны, чем те, что считают, что могут совместить в себе Ислам и феминизм.


Продолжение следует

Похожие статьи

Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent