Заголовок страницы

Старость близко

Так уж устроен человек, что предпочитает думать о смерти как о чем-то далеком, и не хочет соглашаться с мыслью, что и он в один прекрасный день обязательно состарится и отойдет в мир иной. И желание обрести вечность и не покидать этот мир всегда живет в душе человека и время от времени громко заявляет о себе. Венец рода человеческого – Пророк Мухаммад, мир ему, в одном из хадисов говорит: «Параллельно старению человека, у него молодеют две вещи: желание жить долго и привязанность к мирским богатствам и имуществу» /1/.

Обычно человек осознает то, что он уже не молод, когда его окружение начинает обращаться к нему со словами «дяденька», «тетенька», «бабушка» или «дедушка», и когда он с удивлением замечает, как быстро выросли его дети. Следующие строки прекрасно передают психологию человека, вдруг узнавшего, что у него волосы поседели, тело потеряло былую крепость и упругость, а спина начала постепенно сгибаться:

Не молчите, зеркала, неужели это я – с сединою на висках?!
О, мой Бог! Быть того не может, все лицо мое в морщинках!
А эти, откуда, темные круги, свисающие под глазами моими?
Отчего так безжалостно вы ущемляете чувства мои?
Ответьте мне, о зеркала, друзья моих давнишних лет!

Действительно, человек рождается в этом мире как беспомощное существо и живет столько, сколько ему было предопределено. Ибо в рамках программы предопределения каждое сотворенное живое существо наделяется сроком в мирской жизни, который неизбежно завершается переходом в вечный мир.

Почему мы стареем?


Человечество испокон веков мечтало остановить или хотя бы задержать процесс старения и следующую за ним смерть. Как раньше, так и в настоящем, и в будущем люди будут продолжать поиски обретения формулы бессмертия. Человеческий разум постоянно занят мыслью выявления причин старения и поиском методов замедления или полной остановки этого процесса. Сегодня научные исследования показывают, что старение изначально было записано в генетической программе организма (хромосомы).

Для продолжения жизни органы и ткани, получающие повреждения по тем или другим причинам, обновляются путем размножения через клеточное деление. В момент сотворения клетки наделяются определенным пределом деления. И когда этот предел достигается, клетки утрачивают способность делиться и размножаться, и вот тогда и стартует процесс старения. А состарившаяся и неспособная к делению, хоть и с действующим метаболизмом, клетка, в конце концов, погибает. Ввиду того, что старение клеток тела является старением составных частей организма, оно со временем полностью и бесповоротно распространяется на все тело. С годами здоровье у людей ухудшается, они теряют былую физическую силу и выносливость, ослабевают их органы чувств и память, и тело постепенно начинает готовиться к исполнению неизбежной истины:

 

«Каждая душа [независимо от наличия или отсутствия в ней веры в Бога; любой человек] почувствует вкус [настоящей биологической] смерти.
И несомненно, получите вы сполна свои [заслуженные в мирской обители] награды, вознаграждения именно в Судный День. [То есть воздастся сполна вам за благую созидательную деятельность, активность не столько в этой жизни или сразу после смерти, сколько вслед за Концом Света и всеобщим Воскрешением живших когда-либо на этой планете.]
Кто будет удален от Ада и введен в Рай, тот победил [такой исход событий — лучший результат, величайшая награда, это успех и спасение, причем навечно].
Жизнь мирская — и нет сомнения в этом — предмет ослепления (самообольщения, тщеславия, высокомерия, гордости). [Она есть то, посредством чего вы можете быть обмануты, можете жестоко обмануться, купив за кровью и потом заработанные на протяжении десятилетий миллионы то, что не стоит и гроша]».

 

***

«Каждая душа почувствует вкус смерти». Зачастую мы думаем так, будто бы собираемся жить очень долго и еще многое успеть, в том числе и в обязательности пред Богом, но жизнь ведь может прерваться в любую минуту. Коран призывает человека думать рационально и не переносить на завтра то, что можно сделать сегодня. Завтра может и не настать. Когда придет момент смерти, человек обратно уже не вернется.

Бесценная возможность выбирать и принимать решения покинет его.

«Получите вы сполна свои [заслуженные в мирской обители] награды, вознаграждения именно в Судный День». В этом мире далеко не всегда торжествует справедливость, да и не все доброе возвращается к хозяину именно добром. Многое остается на Судный День, когда проявится справедливость, мудрость и милость Творца.

«Жизнь мирская — и нет сомнения в этом — предмет ослепления». Уметь мудро и искусно жить, преодолевая, достигая, не обманываясь и не ослепляясь, — непростой, но в результате работы над собою приобретаемый навык. Есть разные пути достижения успеха, обхода обмана и сохранения зрячести. Наилучшими помощниками в этом для человека, считаю, являются вера и интеллект.

 

***

«Некоторые думают, что покупают наслаждение, а сами продают себя ему в рабство» Б. Франклин /2/.



Вполне возможно, что в будущем научные достижения могут позволить значительно продлить среднюю продолжительность жизни человека за счет пересадки тканей и органов. Но из-за старения клеток и механизмов, находящихся закодированными в генетике человека, никак не будет возможным предотвратить биологическое старение человека. На эту истину и указывает данный хадис: «Аллаh создал средство от каждой болезни, кроме старения» /3/.

Психология старости


Старость, являющаяся сезоном листопада в жизни человека, вынуждает его смотреть на все мироздание с грустью, ибо она напоминает ему о приближении времени расставания с этим миром и любимыми людьми. Пожилой человек начинает тосковать по своей молодости, загорается желанием начать новую жизнь, грустит по скоротечности и краткости жизни, и беспокоится о ждущей его смерти, и о том, как она наступит и что будет с ним после смерти.

Если пожилой человек не обладает достаточным багажом духовности и знаний, способных обеспечить ему покой, то он может затрудниться в самовыражении и общении с окружающей средой. В его мире идей и чувств могут наблюдаться некоторые изменения, в нем выплывают на поверхность подавленные в его подсознании разные чувства, и он может начать вести себя как маленький ребенок. И такое состояние может подтолкнуть его уединиться, замкнуться в себе и стать весьма раздражительным стариком. Со временем он может превратиться в старца, неспособного воспринимать новые идеи, упрямо настаивающего на своих старых идеях, и быстро обижающегося или сердящегося, когда не соглашаются с ним. Если пожилой человек, провожающий один за другим многих своих друзей и родственников в мир вечной жизни, не в состоянии обрести новых друзей и найти людей, с которыми он мог бы поговорить по душам или поделиться своими чувствами, то он постепенно отделяет себя от общества.

Для тех, кто смотрит на жизнь и смерть с точки зрения веры, старость является приходом в себя, пробуждением ото сна молодости в утро старости. В старости мир выглядит другим. Вступившая в силу старость начинает один за другим разрывать чувства и чаяния, связывающие ее с этим миром. Когда пожилой человек смотрит на свое прошлое и нынешние события, то он видит, что так любимая и представляемая им вечной эта мирская жизнь стремительно приближается к концу, и вместе со смертью начинается путь в мир иной. Он понимает, что старость обращается к нему: «Ты не постоянен в этом мире, ты просто путник, гостящий здесь, и придет время, ты покинешь этот мир. И этот день приближается, готовься, ты - путник в мир другой».

Окно в вечность в пожилом возрасте - вера в загробную жизнь


Каждый человек желает прожить долгую, здоровую и счастливую жизнь. Претворение этих желаний в жизнь зависит от осознания человеком значения моральных и материальных ценностей, которыми он наделен. Человек, сотворенный как разумное, мыслящее существо, и осознающий, что он пребудет в этом мире столько, сколько было предопределено, и что он не вечен здесь, однажды состарится и умрет, благодаря своей вере в загробную жизнь сможет правильно и целостно оценить и прошлое, и будущее. Человека, возжелавшего в душе своего бессмертия и запутавшегося в разных чувствах, вызванных старостью, утешит только вера в потустороннюю жизнь. Эта вера зажжет свечу в его душе, свет которой укажет на вечную жизнь. А для мудрого человека, приготовившегося к переезду на новое место жительства и со всей своей ответственностью устремившего свой лик на вечный мир, уготована и вторая божественная мудрость: Там, где кончается материальное, к нему спешит духовное, а когда физическое тело его увядает, его новой жизнью становится бессмертное дыхание души.

Вера в загробную жизнь преобразовала истину смерти в дорогу, ведущую в рай, и в церемонию воссоединения с Возлюбленным. Вера говорит, что смерть – это дверь, открывающаяся в вечность и дарующая человеку непреходящую молодость и счастье, а не холодная пустота и беспросветное небытие. Если бы не было этой веры в загробную жизнь, являющейся окном в бессмертие, человек не вынес бы горести расставания с этим миром. Вера во Всевышнего Творца и загробную жизнь говорит человеку следующее: «Не волнуйся, смерть для верующего это не пустота и небытие, а только смена места, освобождение от обязанностей, переход в вечную жизнь и в мир счастья. Не бойся, у тебя есть вечная молодость... Не горюй, ты обретешь вечную жизнь... Не печалься, у тебя есть Милостивый Господь... Ты отправишься в страну вечной молодости, бесконечного блаженства и счастья, где воссоединишься со старыми друзьями и близкими». Тем самым она уничтожает пессимизм и утешает человека. Тогда человек, пребывавший в слабом и беспомощном состоянии, буквально преобразовывается в самого счастливого человека, радостно дожидающегося приглашения в страну вечного счастья.

Пожилые люди должны руководствоваться некоторыми базовыми принципами, чтобы жизнь их протекала в мире и спокойствии.

И чтобы не почувствовать себя бесполезными и бессильными, и не отставать от жизни, люди преклонного возраста не должны даже в своих мыслях думать о своей беспомощности и бесполезности. Ибо люди с чрезмерно заниженной самооценкой подвержены всяким расстройствам и даже депрессии. Поэтому пожилые люди должны следовать предписанию «человеку уготовано только то, что он заслужил усердным трудом» /4/, и при этом прибегать к своей силе воли. Такая установка возбуждает у человека желание работать и подвигает на новые начинания. В этом мире беспрестанного труда нет места инертности и лени. Движение и работа дают человеку почувствовать, что он живет, даруют ему желание жить и получать духовное удовлетворение, что в результате возвращается к нему как большая моральная сила. Человек в непрерывном движении и беспрестанной работе находит покой, наполняет свою душу не жалобами, а благодарением, пребывая в высоком метафизическом напряжении и приподнятом настроении. Тогда он будет социально активным и производительным обладателем динамичного духа, и идеалистичным человеком с сильным интеллектуальным развитием, с живым умом и чувствами. Как правило, большой спад в умственных способностях наблюдается у тех пожилых людей, которые мало пользуются ими. Пожилые люди, которые счастливо живут в мире и покое, заняты в областях, приносящих им успехи и удовлетворение, верны своим религиозным и социальным обязанностям. В этом деле большую помощь им оказывает метод «отдыхать, работая и работать, отдыхая», который привносит динамичность в жизнь пожилых людей. Верующий человек пребывает в постоянном движении и усилии, пока его душа не покинет его бренное тело. Ибо в своей жизни он руководствуется следующим принципом:

 

«Поклоняйся же Господу твоему [оставайся набожным, добродетельным] до самой смерти [несмотря ни на что]» /5/.

Активный образ жизни играет важную роль в охране здоровья пожилых людей. Известно, что регулярные богослужения, физические упражнения и прогулки развивают строение и мышечную силу тела, предотвращают опасность падения, снижают риск диабета и сердечнососудистых заболеваний, болей в суставах и депрессию, что значительно улучшает качество жизни человека. Также жизнь без стресса, сбалансированное и здоровое питание, физические упражнения, чтение, умственная гимнастика и молитва Господу полезны в сохранении психического и физического здоровья человека и задержке проявления эффектов процесса старения.

Жизнь в спокойной и мирной семейной обстановке является одним из важных факторов, способных открыть врата счастья в обоих мирах. Это лучше понимается в пожилом возрасте. Ибо в пожилом возрасте дом человека постепенно превращается в центр его жизни, где он проводит основную часть своего времени. Ввиду того, что человек создан быть вовлеченным в мероприятия своего окружения, близким и участливым к природе, заботящимся о детях и внуках, он находит покой в своей жизни только тогда, когда все эти элементы вместе присутствуют в его жизни. Человек счастлив там, где он любит и лелеет своих внуков и детей. Он чувствует уют в доме, где живут любящие и уважающие его близкие, куда часто заглядывают друзья и осведомляются о его здоровье и самочувствии, и где постоянно готовится еда и заваривается чай. Казалось бы, пожилые люди предпочитают жить в уединенном и умиротворенном месте, но оказывается, что их жизнь вместе с близкими и родственниками в семейной, пусть и суетливой, среде с такими ежедневными заботами как работа, дела и учеба, придают им новый заряд любви, энтузиазма и … покоя! Благодаря социализации в семейной среде и получаемой там помощи и поддержке, пожилые люди могут занять почетное место наставника молодых, который делится своим богатым опытом с подрастающим поколением и передает им религиозные и моральные ценности.

В пожилом возрасте люди как никогда раньше нуждаются в принципе не зацикливаться на прошлом. Человек, который застрял в утерянной молодости, динамизме и красоте ушедших лет, не смог помириться с реалиями жизни, и пребывающий в пессимистическом настроении, никогда не сможет положительно подойти к происходящим событиям. Его не будет отпускать тоска по былой молодости, красоте, власти и славе. Если он полностью не получил удовлетворения от них, он продолжает искать их, будто может заново достичь их. Человек, который тратит время в поиске счастья и покоя в своем прошлом, постоянно подвергает себя опасности попасть в темные водовороты пессимизма в реке времени, неумолимо несущей его вперед в будущее. А тот, кто знает временность и краткость этого мира, не станет привязываться к таким вещам как молодость, слава, высокие должности и богатство, являющиеся преходящими украшениями и кратковременными удовольствиями этой жизни, и искать в них счастье. Богослужение и молитва-дуа являются привязыванием себя к Господу и убежищем, способствующим спасению от пессимизма, безнадежности и чувства одиночества. Он будет помнить, что он не одинок перед трудностями и превратностями судьбы, и есть. Тот Всемогущий, который всегда поможет ему, видит его и присматривает за ним, и это придаст ему духовную силу. Поэтому человек в старости должен уделить большую часть своего времени молитве и поклонению.

Для того чтобы старость не стала отрезком жизни, где господствуют отчаяние, безнадежность и страх, позитивный жизненный настрой имеет большое значение. Человек, который осознает свои обязанности, ответственность и подходит к происходящим событиям с позитивной стороны, должен помнить, что и в старости он может быть полезным обществу. В обществе есть нужда и в пожилых людях, они могут принимать активное участие в различных инициативах, где их знания и опыт бесценны. Ибо большие и важные дела, связанные с общественной жизнью и будущим человечества, осуществляются не физическим трудом, а знанием, опытом и мудростью прожитых лет. Видавший многое на своем веку опытный, знающий и высокообразованный зрелый человек способен взглянуть на события с более широкой перспективы и открыть новые горизонты своими советами и делами.

В старости умение уберечь себя от припадков жадности становится очень ценной добродетелью. Ибо бывают и такие пожилые люди, которые в старости, несмотря на достаток, начинают больше беспокоиться о своем богатстве, и воздерживаются от помощи нуждающимся людям. Они так крепко хватаются за свое имущество и богатство, что их богатство уже ни ему, ни его потомкам не приносит счастья. Такие эгоистичные и жадные пожилые люди не знают, что такое настоящее счастье и покой. А щедрые и сердобольные люди, которые тратят свои сбережения во благо других, не только доставляют нуждающимся людям радость и счастье, но и сами испытывают духовное удовлетворение и счастье. Щедрость – это прекрасное свойство в человеке, которое доставляет своему хозяину подлинное счастье и покой души. «Щедрый человек близок к Аллаhу, людям и раю, и далек от ада. Положение скупого человека прямо противоположно этому» /6/. Благодетельные и благородные души с широким кругозором, слившиеся со своим народом воедино, и думающие о своем народе и стране больше, чем о себе, обретут покой в обоих мирах.

Почтение к людям преклонного возраста


Если в семье, взращенной на истинной вере и вековых традициях, живут пожилые родители или один из них, то это является прекрасной возможностью для домочадцев заслужить вечное счастье. Жизнь с пожилыми людьми и служение им помогают человеку понять скоротечность и временность этой жизни и осознать, что и он в один прекрасный день состарится. Если человек широко раскроет крылья смирения из милосердия над людьми в нужде, но достойных почтения и внимания, то его забота об этих людях равноценна обретению вечного счастья в том мире и ключику, открывающем врата рая. Уважение и искреннее служение этим почтеннейшим и самоотверженным людям, завоевание их благословения и согревание их душ является обязанностью всех их детей. Одним из признаков благодарных детей, которые живут вместе с престарелыми родителями, является усердие в молитве:

 

«Склони перед ними обоими крыло смирения из доброты (сумей осадить свой пыл и прояви милосердие), [а молясь за них] молви: «Господи, окажи им милость так же, как они [оказывали мне] воспитывая меня, когда я был маленьким [одаривали вниманием, заботились, лишая и ущемляя себя]».

 

***

Мне бы очень хотелось, чтобы мои дети слушались меня не из-за боязни наказания, а из любви.

Необходимо найти золотую середину, а значит, вырабатывать осознание ответственности у ребенка. Это своего рода страховой полис, ведь человеческие слабости, эмоции и поспешность могут буквально в одночасье пробиться из всех ненадежных щелей души и выжечь человека и его веру изнутри, разрушить отношения с другими. А «проинформирован (прежде всего о том, что предстоит отчитаться за прожитую жизнь) — значит, вооружен».

«Чтобы слушались любя»... Для достижения этого вам, да и всем нам, нужно будет научиться уважать детское мнение, желание, комбинируя их со своим и находя в общении с малышом или уже подростком тот вариант, который явится итогом синтеза и сможет претендовать по вашему обоюдному с ребенком мнению на высокую позитивную результативность. Все это потребует от вас естественной сдержанности эмоций и наличия гибкости сознания. Ради этого, не нарушая внутренней гармонии с собой, многим взрослым придется перевоспитывать самих себя, что может оказаться болезненным, в первую очередь, для уже сформировавшегося эгоцентричного собственного «Я», которому, имеющему человеческую суть, очень далеко до совершенства.

 

Выйдя замуж, я поняла, что во многих вопросах с родителями была неправа. Сейчас я очень раскаиваюсь и пытаюсь быть намного лучше. Что я еще могу для них сделать?

Быть еще лучше. Не оставлять их без внимания. Стараться сделать им что-то приятное (навестить, преподнести подарок, приготовить специальное угощение). Молиться за их благополучие в обоих мирах. Например, так: «Рабби-рхам хума кяма раббаянии сагыра» (Господи, окажи им милость так же, как они [оказывали мне] воспитывая меня [с любовью, вниманием, заботой], когда я был маленьким) (см. Св. Коран, 17:24) /7/.

 

И также осознать ответственность, возложенную на них следующим божественным предписанием, и стараться завоевать их согласие:

«Господь повелел, чтобы вы никому не поклонялись кроме Него и были добры к родителям [относились к ним лишь хорошо и по-доброму]. Если один из них или оба [родителя] достигнут преклонных лет, не смей говорить им [даже] «уф!» [проявляя эмоции, выказывая недовольство; пренебрегая их словами и советами], не повышай на них голоса [не кричи, о сын или дочь своих родителей], а обратись к ним с добрым словом [будь щедр с ними на доброе слово, вежлив]» /8/.

Следующие слова Посланника Аллаhа, мир ему, касаются тех неблагодарных детей, которые рассматривают пребывание своих престарелых и нуждающихся в помощи родителей как обузу для себя. Таких отпрысков, которые выказывают недовольство, нетерпение и не оказывают должного им уважения: «Горе тому, кто жил и состарился рядом с родителями, но так и не завоевал права удостоиться рая!» /9/. Таким поведением они рушат свою жизнь в обоих мирах. Каждый человек должен прислушаться и задуматься над этими словами венца рода человеческого – Пророка Мухаммада, мир ему: «Если бы среди вас не жили пожилые люди со сгорбленными спинами, то на вас низвергались бы беды и несчастья, словно проливные дожди» /10/.

-------------------------------------------------------------------
1 Хадис от Муслима, Бухари.
2 Перевод смыслов Священного Корана Ш. Аляутдинова, Сура 3, Аят 187.

3 Хадис от Абу Яла, Ибн Хиббан.
4 Св. Коран, 53:39.
5 Перевод смыслов Священного Корана Ш. Аляутдинова, Сура 15, Аят 99.
6 Хадис от Тирмизи.
7 Перевод смыслов Священного Корана Ш. Аляутдинова, Сура 17, Аят 24.
8 Перевод смыслов Священного Корана Ш. Аляутдинова, Сура 17, Аят 23.
9 Хадис от Муслима, Бухари.
10 Хадис от Бейхаки, Сунануль-Кубра 3/345; Мунави, Файзуль-Кадир 5/432.

 

"Новые грани"

Похожие статьи

Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent