Заголовок страницы

Пионер Эко-Ислама: "Все, что мы делаем влияет на других"

Пионер Эко-Ислама: "Все, что мы делаем влияет на других"


Не достаточно просто молиться за улучшение состояния окружающей среды, вы должны встать и сами сделать что-то, говорит Фазлун Халид (Fazlun Khalid), один из ведущих в мире эко-религиозных деятелей. Он считает, что религия может помочь спасти планету.

Глобальные идеи: господин Халид, каждые три года около десяти миллионов индусов принимают участие в фестивале Кумбха Мела и купаются в реке Ганг. Каждый год три миллиона мусульман путешествуют в Мекку, Саудовская Аравия, и некоторые религии поощряют верующих, иметь много детей. При всем уважении, кажется, что быть верующим не очень экологически чисто. Так ли это?

Фазлун Халид: Религиозные традиции существовали задолго до современности, до промышленной революции. Не существует никаких доказательств того, что эти паломничества вызывают глобальное загрязнение окружающей среды или увеличение выбросов углерода в атмосферу. То, что люди практикуют сегодня является то, что их предки практиковали прежде на протяжении веков - с той разницей, что мы сейчас живем в эпоху массового перемещения, массовых коммуникаций и почти всеХ массовых действий. Так что теперь, миллионы паломников едут в такие места, как Мекка. И, конечно, когда люди объединяются в концентрированном пространстве в течение небольшого отрезка времени, естественно будет оказываться определенное воздействие на окружающую среду.

Но не будет никакого влияния в долгосрочной перспективе. Есть в настоящее время предварительные дискуссии об ограничении этих паломничеств для одного человека за время жизни, но это приведет к административному кошмару. И что делать обществу с массовым туризмом, благодаря которому переезжают с места на место миллионы людей в экологически чувствительные регионы по всей земле? Миллионы разъезжают по всему миру, и их воздействие на окружающую среду гораздо больше, чем у паломников.

Вы работаете, чтобы убедиться, что ваша религия, Ислам, помогает защитить мир. Как? Разве Коран поручает мусульманам защищать природу или даже стать экологами?

Коран устанавливает фундаментальные этические принципы. И жизнь Пророка, мир ему, пример для подражания. Например, в Коране четко сказано в Суре 6, аят 141 (смысл): «Аллаh не любит испорченные". Этот аят стал руководством для Пророка, мир ему, когда он упрекнул одного из своих сподвижников за потерю воды, которая у него осталась после омовения. Пророк, мир ему, сказал ему о необходимости вернуть излишки воды обратно в реку, чтобы другие люди, кто в ней нуждается далее вниз по течению, могли бы ее использовать.

В 1994 году вы основали Исламский фонд для развития экологии и наук об окружающей среде (IFEES). Но до этого вы работали в Министерстве внутренних дел Великобритании. Что заставило вас бросить свою работу в политике и сосредоточиться на религии и окружающей среде?

Это долгая история, потому что существует какого-то одного особого момента, который заставил бы меня изменить мой жизненный курс. Расскажу коротко: я родился в Шри-Ланке в 1932 году и приехал в Великобританию в 1953 году, чтобы поступить на службу в Королевские ВВС, хотел стать авиационным инженером. Покинув Королевские ВВС, я присоединился к деятельности профсоюзов в 1962 году и был вовлечен в промышленные споры, связанные с новыми трудовыми иммигрантами и безразличным аппаратом управления предприятий. Эти мероприятия вовлекли меня в политическую жизнь, и я решил отказаться от инженерной карьеры, я последовал зову сердца и посвятил свое время служению людям. А в 1968 году, я был привлечен в качестве сотрудника в Совет по расовым отношениям, впоследствии в Комиссию по расовому равенству.

Массовое паломничество часто ложатся тяжелым бременем на окружающую среду

Углубляясь в политику, благодаря моему опыту в этих организациях, я пришел к мысли, что вопросы, касающиеся расы, бедности и долгов в странах третьего мира имеют общее происхождение: политическое господство. В то же время, я начал посещать встречи, организованные экологическими организациями, такими как Всемирный фонд дикой природы. На одной из таких встреч в начале 80-х годов прошлого века меня спросили: Что Ислам говорит об окружающей среде? У меня не было ответа, но это подвигло меня обратиться с распросами к ученым -знатокам Корана и преподавателям Ислама. Никто из них не мог дать мне удовлетворительного ответа, который удовлетворял бы потребностям настоящего момента. В результате я оставил свою должность в министерстве, когда мне было 58 лет и вновь поступил в университет, чтобы изучить основы Исламской охраны окружающей среды. В 1994 году я основал Исламский фонд для развития экологии и наук об окружающей среде (IFEES). В рамках этой экологической благотворительности мы, например, работаем над программами восстановления леса вместе с учениками религиозных школ Индонезии.

Были ли запущены какие-то проекты фонда на вашей родине в Шри-Ланке?

Однажды мы провели там небольшой семинар, но никаких реальных проектов запущено не было. Хотя мой личный опыт на родине был для меня очень важен. Когда я начал заниматься экологическими проблемами, один из моих братьев, который до сих пор живет в Шри-Ланке, пригласил меня посетить чайные плантации в горах. Я подумал: "Весь чай, выпиваемый в мире, поступает из районов, которые когда-то были нетронутыми тропическими лесами. Как же все это произошло?" Конечно, это изменило экономику Шри-Ланки и чай в настоящее время занимает огромную нишу экспорта страны. Но мы должны подумать вот над чем: глобализация оказывает сильнейшее воздействие на окружающий мир.

Одним из ваших самых больших достижений совместно с Исламским Фондом Экологии и Наук об Окружающей Среде стал ваш проект в Занзибаре. Как это произошло?

В 1999 году мне позвонил сотрудник программы для "CARE International" в Занзибаре. Рыбаки не могли больше прокормить свои семьи, потому что массовый вылов и истощение ресурсов сильно уменьшило их добычу. В результате рыбаки бросали динамит в коралловых рифах. Тогда мы встретились с ними и организовали двухдневный семинар, основанный на смыслах аятов Коране по этой проблеме. За 48 часов мы достигли того, что международные организации не могли добиться в течение четырех лет, а именно: остановить рыбаков использовать динамит для ловли рыбы в коралловых рифов.

Что именно заставило рыбаков изменить свое мнение?

Один рыбак сказал мне: "Мы должны подчиняться законам Творца, являясь частью Его творений, но мы не должны подчиняться законам государства". Конечно, мы не призываем людей нарушать законы своих стран. Но уроки Корана могут иметь огромное прямое воздействие на людей.

Что о других религиях? Являются ли они конкурентами в плане евангелизации по охране окружающей среды?

Многие чайные плантации в Шри-Ланке находятся на территории бывших тропических лесов.

Рассмотрим такую метафору: Люди разных религий сидят в одной комнате, и крыша обрушивается им на головы. Неужели вы действительно уйдете из комнаты со словами: "Ты католик, ты индус, мне нет до вас никакого дела, так что оставайтесь, как хотите"? Мы все живем бок о бок на нашей планете, у нас нет другого выхода. Поэтому мы должны общаться друг с другом и работать вместе. Я проводил совещание на тему "Религии, Земля и Сохранение" в Японии в 1995 году: Девять различных религиозных традиций были представлены на нем, и мы пришли к соглашению по десяти пунктам, которые являются общими для всех нас. Например, у нас не было никаких проблем относительно мнения, что все наши религиозные традиции, призывают нас заботиться о земле. Это, пожалуй, очевидный факт, но в наших действиях это никак отражается.

Вам сейчас 80 лет, но вы трудитесь, не покладая рук, дабы сделать Эко-Ислам более популярным. И ваш энтузиазм, похоже, только нарастает. Где вы черпаете эту энергию?

Не знаю. Может быть, потому, что как верующий человек я преклоняю голову до земли пять раз в день. Может быть, силы мне дают мои семь прекрасных внуков. Я унаследовал прекрасную зеленую планету и хотел бы оставить ее для них в лучшем состоянии, чем она была при моей жизни. Что я оставляю моим потомкам? Если бы человек мог честно ответить на этот вопрос, мы все стали бы экологами. В Коране в Суре 40, аяте 57 говорится (смысл): "Все в творении больше, чем вы". Это так, даже если Аллаh даровал нам особое положение из-за нашего интеллекта.

Мы должны понимать, что не существует такой вещи, как отдельное действо, которое мы называем в современном обществе, как индивидуализм. Каждый шаг, который мы совершаем влияет на других людей, на другие поступки. Если я срубил дерево здесь, в Англии, а кто-то уже в Германии в итоге ощущает последствия этого действия, или если кто-то посадит дерево в Китае, кто-то в Европе почувствует пользу от этого. Мы должны изменить наш образ жизни, потому что последствия современной жизни являются глобальными и ведут к летальному исходу. Мы должны уменьшить этот высокий углеродный выброс, мы должны меньше потреблять, меньше путешествовать. Последствия нашего образа жизни печальны. И это является одной из форм массового суицида.

Похожие статьи

Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent