Газа: Отказ от концепции «цивилизации» - I
Создание Концепции «Цивилизация»
Возникает вопрос: как мусульмане оказались в такой ситуации?
Истоки этого затруднительного положения можно отнести к двум людям: во-первых, Адаму Фергюсону (ум. 1816 здесь и далее по хр. л.) – шотландскому философу и историку шотландского Просвещения – который в 1767 году опубликовал книгу под названием «Очерк истории гражданского общества»; и, во-вторых, Виктору де Рикети, маркизу де Мирабо (ум. 1789) – французскому экономисту, который в 1763 году опубликовал книгу под названием «Сельская философия».
Что особенного в этих двух людях и их плодотворных книгах, так это то, что они первыми в истории придумали и сформулировали концепцию «цивилизации». Они сделали это на английском и французском языках соответственно.
Новая концепция «цивилизации» означала не только описание продвинутой стадии одномерного материального развития Запада, но и направление в будущее. Представляя собой прогресс западного инклюзивного социального и культурного развития, а также организации, цивилизация стала синонимом материального прогресса, соответствующего душевного состояния, комфорта, удобства и общей динамики западных стандартов жизни.
Для Запада это была вершина человеческой эволюции. Это был порог земной «земли обетованной», о которой когда-либо мечтали все визионеры-романтики.
Люди стояли на пороге конца истории. Что бы ни делал Запад, это было авангардом, и что бы он ни говорил, это было откровением.
Таким образом, одним из эпохальных заявлений Адама Фергюсона были следующие слова: «Не только индивидуум проходит путь от младенчества к зрелости, но и сам род от грубости к цивилизации».
Колонизация и цивилизация
Едва было создано понятие «цивилизация», как Запад начал использовать его и как цель, и как инструмент колонизации, которая к концу XVIII века шла полным ходом.
Запад чувствовал себя «морально» обязанным вывести остальной мир из бездны примитивности и варварства к свету «цивилизации» (т. е. западных ценностей и образа жизни).
Так родилась новая концепция – «миссия по цивилизации». Она быстро превратилось в опору «легитимности» колонизации. Во многих отношениях колонизация была цивилизацией, а цивилизация колонизацией.
Они были практически неразличимы, источали одну и ту же сущность и выполняли одинаковые функции. Однако, если быть более точным, колонизация способствовала распространению цивилизации, которая, в свою очередь, подтвердила колонизацию.
Один из отцов концепции «цивилизации», Адам Фергюсон, говорил об этой тонкой взаимосвязи между цивилизацией и колонизацией: «Мы сами являемся предполагаемыми эталонами вежливости и цивилизации, и там, где наши собственные черты не проявляются, мы понимаем, что нет ничего, что заслуживало бы быть известным».
А также: «И если исходить из нашего правила измерения степени вежливости и цивилизованности или из развития коммерческих искусств, то окажется, что мы значительно превзошли любую из знаменитых наций древности».
Целью союза колонизации и цивилизации было заставить колонизированных принять – во имя цивилизации – законы, идеи, образование, ценности, культуру, социально-политические системы, экономические системы, язык, искусство и архитектуру колонизаторов, чтобы сделать колонизированные страны предсказуемыми и управляемыми, передает онлайн-издание About Islam.
Жизнь колонизированных жертв должна была быть построена таким образом, чтобы колонизаторы могли знать о них все: как и что они думают, чем и сколько у них есть материальных и нематериальных активов, уровень их знаний плюс подготовленность и т.д. вообще все свои сильные и слабые стороны.
(Продолжение следует …)