Ибн аль-Хайсам: мастер оптики | Часть 1
Одним из самых ярких имен в Исламской средневековой науке является имя математика и ученого Абу Али аль-Хасана бин аль-Хасана бин аль-Хайсам (Abu ‘Ali al-Hasan bin al-Hasan bin al-Haytham), известного в западном мире как «Альхазен».
Он родился в Басре, Ирак, в 965 году (здесь и далее по хр.л.), завоевав там репутацию математика и инженера. Затем его пригласил переехать в Каир, Египет фатимидский халиф Аль-Хаким,.
Согласно одной истории, Аль-Хаким пригласил Альхазена, потому что считалось, что у математика есть план регулирования вод Нила.
Перед почти невыполнимой задачей Альхазен повел армию рабочих к югу от Асуана, в место под названием аль-Джанадиль. Здесь он ожидал увидеть воды Нила, спускающиеся с возвышенности, и был разочарован, когда обнаружил, что этого не происходит.
Согласно отчету 13 века, Альхазен опасался, что эксцентричный и непредсказуемый аль-Хаким накажет его за неудачу.
Чтобы избежать наказания, он притворялся сумасшедшим до самой смерти аль-Хакима. Затем он покинул дом, в котором был заключен, и перебрался в куббу (небольшое куполообразное сооружение) у ворот мечети Азхар в Каире.
Там он возобновил свою работу в качестве автора и учителя математики. Он зарабатывал себе на жизнь копированием ряда основных математических трудов, среди которых были «Начала» Евклида и «Альмагест» Птолемея.
Однако Альхазен не остановился на переводе. Он также внес оригинальный вклад в области оптики, астрономии и математики, хотя его труды были эклектичными и плодотворными, охватывая широкий круг вопросов.
Среди его достижений было 25 книг и эссе по математике и 45 работ по физическим и метафизическим вопросам.
К ним относятся обсуждения Евклида, Аполлония и Архимеда, а также комментарии к философским трудам Аристотеля и медицинским трудам Галена, передает онлайн-издание About Islam.
Однако самой важной работой Альхазена является всеобъемлющий «Китаб аль-Маназир» («Книга оптики»), вероятно, наиболее научная по методу и мысли из всех медико-обзорных работ.
В нем Альхазен разработал широкую теорию, объясняющую зрение с помощью геометрии и анатомии. Он отверг теорию Евклида и Птолемея о том, что зрение возникает в результате луча, выходящего из глаза и достигающего предмета.
Вместо этого он правильно постулировал, что каждая точка освещенной области или объекта излучает световые лучи во всех направлениях, но только один луч из каждой точки попадает в глаз перпендикулярно, «и передается туда прозрачным телом [линзой]». Остальные лучи падают под разными углами и не видны.
Это объяснение было настолько глубоким и плодотворным, что Джордж Сартон (George Sarton) назвал Альхазена «величайшим мусульманским физиком и одним из величайших исследователей оптики всех времен».
(Продолжение следует …)