Мечеть ОАЭ, спроектированная женщиной
Пассажиры, проезжающие по Умм-Сукейм-роуд в Дубае, не могут не заметить новое, почти люминесцентное дополнение к индустриальному ландшафту.
Мечеть Мохамеда Абдулхалика Гаргаша сияет белым светом на солнце, ее современные чистые линии отражаются на фоне ремонтных центров и цементных заводов в Аль-Квосе.
Но здание необычно по другой причине - это одна из первых мечетей в ОАЭ, спроектированная женщиной.
Сумайя Даббаг - одна из очень немногих саудовских женщин-архитекторов своего поколения и одна из немногих женщин-архитекторов, ведущих свою собственную практику в регионе Персидского залива. Она была разочарована, обнаружив, что была одной из первых женщин в ОАЭ, спроектировавших мечеть.
«Мне грустно это осознавать. Я думаю, что больше женщин должно этим заниматься, это позор. Я надеюсь, что больше женщин будут проектировать общественные здания и участвовать в развитии наших городов», - сказала мисс Даббаг.
«Женщины очень хорошо умеют создавать сообщества, объединять людей и сотрудничать, и было бы очень позитивно, если бы в нашей отрасли было большее присутствие представительниц прекрасного пола».
Мисс Даббаг ранее преуспела в культурных проектах, в том числе в знаменитом Археологическом Центре Млейха в Шардже. Проект был отмечен, в частности, архитектурной премией MasterPrize (2020) и номинирован на Премию Ага Хана (2018).
Мечеть Гаргаш, которая может вместить 1.000 верующих, стала новым знаковым моментом в ее карьере.
«Мы хотели создать здесь жемчужину среди песчаных промышленных складов», - сказала мисс Даббаг.
«Мы хотели создать что-то, что имело бы отсылку к Исламской архитектуре, но в более современном виде. Поэтому мы переосмыслили многие традиционные Исламские образцы и действительно упростили, упростили и упростили, пока не пришли к этому триангулированному образцу, который мы использовали".
Получившаяся структура представляет собой тихий оазис спокойствия рядом с суетой оживленного шоссе, передает онлайн-издание The National News.
Разрыв с условностями
С того момента, как молящиеся входят в ворота мечети, они отправляются в путешествие из внешнего материального мира через затененный двор к месту омовения, а затем в молитвенный зал, где может быть завершен переход к созерцанию.
Окна в форме треугольника пробивают стены мечети, пропуская динамические потоки света, а тщательно подобранные отрывки из Корана нанесены по трафарету на стены вокруг михраба и вылеплены на внешнем фасаде здания.
Целью внешней каллиграфии было создать метафорическую защитную полосу вокруг мечети, а аяты вселяют священную энергию во все здание.
Многие элементы дизайна мечети Гаргаш отклоняются от нормы. Здесь нет окон традиционной формы - дизайнерская причуда, на принятие которой проектировщикам потребовалось время, а минбар, на котором стоит имам, чтобы вести молитву, смещен в сторону, оставляя пустую нишу михраба - поток света от потолочного окна в крыше. .
Кроме того, минарет задуман как отдельная часть, отдельно от главного здания мечети.
Мисс Даббаг поставила экологичность в центр проекта, закупив облицовку и алюминий на месте, а камень - из Омана, что оказалось благословением, когда импорт строительных материалов был отложен из-за блокировки Суэцкого канала и Covid-19.
Ответственное развитие является одним из ключевых факторов в практике мисс Даббаг, наряду с ее решимостью разрушить стереотипы, обычно существующие в отношении стран Персидского залива и арабских женщин.
«Я просто надеюсь, что все больше и больше женщин продолжат практиковать и получат поддержку в практике, чтобы создавать более подходящую архитектуру, потому что я думаю, что чем разнообразнее продукт, тем богаче он может быть», - сказала она.
Джорджия Толли