Заголовок страницы

Потомки Якуба (а.с.)

Потомки Якуба (а.с.)

Первые аяты 17-й суры Священного Корана гласят: “Свят (бесконечно далек от всего земного и несоответствующего Ему) Тот, Кто перенес раба Своего [Мухаммада (с.а.в.)], чтобы показать ему некоторые из знамений Наших, из запретной мечети [в городе Мекке] в мечеть отдаленную [что находится в Иерусалиме], окрестности которой Мы благословили. Он [Всевышний Аллаh] — Слышащий, Видящий” (Св. Коран, 17:1).
По Божьей воле Пророк (с.а.в.) – был перенесен душою и телом в Иерусалим, где, встав во главе, вместе со всеми пророками и посланниками Творца, бывшими до него и уже многие века назад ушедшими из земной жизни, совершил молитву в метафизическом пространстве. После он был вознесен на небеса и преодолел вместе с ангелом Джабраилом (Гавриилом) все семь небес. Когда увидел он своими глазами неведомое (гайб), а лишь известное со слов пророков и из текстов священных писаний, его вернули на прежнее место, которое еще не успело остыть от тепла его благословенного тела.
В момент этого знаменательного события место, откуда наш Пророк (с.а.в.) был отправлен, еще оставалось языческим храмом, а то, куда прибыл – христианской святыней, перешедшей к мусульманам лишь во время правления второго праведного халифа ‘Умара ибн аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллаh).
Как известно, битва при Ярмуке, в которой мусульманское войско одержало решительную победу, стала поворотным пунктом в истории Палестины, поскольку этой битвой завершилось изгнание оттуда римлян.
Мусульмане не хотели захватить Иерусалим силой и поэтому предложили византийцам сдаться. Патриарх Сафроний выдвинул встречное условие, что Иерусалим будет сдан только лично ‘Умару ибн аль-Хаттабу (да будет доволен им Аллаh). Мусульманские полководцы направили в Медину гонца с просьбой дать указание, как поступить. Получив послание, халиф ‘Умар со своим слугой без промедления выступил в путь. У них было только одно верховое животное, на которое они садились попеременно после прочтения определенной части Священного Корана.
Дорога к Иерусалиму проходила по болотистой местности. И когда вновь наступила очередь ‘Умара идти пешком, он был вынужден снять обувь и пойти босиком. Слуга предлагал халифу сесть на лошадь, но тот категорически был против.
Абу ‘Убайда, увидев ‘Умара в таком положении, сказал: “Если бы ты оповестил о своем приближении, то мы встретили бы тебя. Мы должны предстать перед врагом во всем величии”. Эти слова разозлили ‘Умара, он сказал: “Ах, если бы кто-то иной, а не ты сказал эти слова! Поистине, мы были униженными, но Аллаh возвысил нас. Тот, кто будет искать величие в чем-то ином, помимо Ислама, обязательно будет унижен Аллаhом”.
Когда ‘Умар со слугой входили через врата в город, очередь ехать верхом выпала слуге ‘Умара, и хотя тот настойчиво просил, чтобы именно халиф въехал в город верхом, ‘Умар ибн аль-Хаттаб, будучи верным уговору, вошел в Иерусалим пешком, а слуга был рядом – верхом на лошади.
Священнослужители, увидев их, воскликнули: “Это именно тот, кому следует передать ключи от храма! В наших книгах зафиксировано, что человек, которому будут переданы ключи от города, будет соответствовать следующим признакам: (1) он зайдет в город пешком, а его слуга будет сидеть верхом на лошади, (2) его ноги будут испачканы глиной, (3) на его одежде будет 17 заплаток”. Таким образом, патриарх Сафроний, увидев подтверждение этим словам, передал ‘Умару ибн аль-Хаттабу заветные ключи. С того момента Иерусалим по праву принял статус третьего по значению города для мусульман после Мекки и Медины.
Отдаленная мечеть, в которую был перенесен посланник Аллаhа во время ночного путешествия и из которой был вознесен на самую высшую точку сидратуль-мунтаха, является сердцем земель Палестины. На определенном историческом этапе эти земли населяли потомки Я‘куба, которые в последующем были оттуда изгнаны.
После упоминания удивительного путешествия Пророка в Отдаленную мечеть Всевышний повествует и о них: “Мусе (Моисею) Мы дали Книгу [Тору], сделав верным путем для потомков Я‘куба (Иакова) [заповедовав им в ней:] “Не берите себе в покровители кого-либо помимо Меня”;
“Они были потомками тех, кого Мы перенесли на корабле вместе с Нухом (а.с.). Он (Нух (а.с.)) был набожным и необычайно благодарным Богу”; “Мы определили для потомков Я‘куба в Книге [в Торе, то есть оповестили их и тем самым предупредили]: “Вы дважды совершите зло на земле, и вы [несмотря на это] вознесетесь [по мирским меркам] очень высоко [что “развяжет” вам руки в совершении смут, грехов и проступков]” (Св. Коран, 17:2–4).
Достигнув пика вершины, человек обрекает себя на падение. Чем выше, тем сильнее ветры и тем сложнее устоять на ногах. Всевышний обрисовывает четкую закономерность, которая касается как обществ, так и индивидуумов: если на вершине своего материального, интеллектуального, социального или иного развития общество склонно к духовному разложению, если в нем стираются духовные принципы и идеалы, то рано или поздно его ждет Божье вразумление, о котором повествует следующий аят: “И когда первая [из двух великих смут и зол] реализуется вами, Мы [предупредил еще в Торе Всевышний] нашлем на вас сильных, могущественных людей. Они будут разыскивать вас в ваших же жилищах [убивая старых и немощных, забирая в рабство молодых и сжигая ваши святыни].
И это произошло [в качестве кары за совершенные ими пред Богом очевидные преступления].
Потом Мы вернули вам преимущество над ними, поддержали вас [предоставив] огромные богатства и [благословив на] высокую рождаемость сыновей. Ваша численность [а тем самым и мощь] возросла” (Св. Коран, 17:5–6).
В следующем аяте Всевышний Аллаh напоминает важную истину жизни, в которой итог и исход определяемы делами и поступками самих же людей: “Если вы совершаете что-то благое, то делаете это для самих же себя, а если совершаете что-то плохое, злое, то – против самих же себя.
И когда наступило последнее возмездие, оно опечалило вас [о потомки Я‘куба]. Они (покорители) [по воле Всевышнего] зашли в мечеть (в храм), как произошло это в первый раз, и снова подвергли жестокому разрушению и разорению все то, что оказалось захвачено ими.
Возможно, Господь простит вас [если вы извлечете пользу из тех потрясений, что обрушились на вас]. Но если вы вернетесь [к раздору, смуте, злу и преступлениям], Мы также вернемся [У любой смуты и раздора, у любого бесправия и бесчинства есть предел, по достижении которого начинается Божья кара.]” (Св. Коран, 17:7–8).
Священный Коран не называет народы, осуществлявшие Божье воздаяние над потомками Я‘куба. Мусульманские комментаторы священных текстов говорят о том, что эти два периода были задолго до прихода пророка Мухаммада (с.а.в.)
Как известно, еврейское царство на территории вокруг Иерусалима, просуществовавшее около 400 лет, было завоевано Вавилоном в 586 г. до н. э. С тех пор все попытки иудеев вернуть себе независимость были неудачны. Возможно, вторым событием явилось то, что произошло спустя столетия после завоевания вавилонянами, когда в 70 г. н. э. римляне разрушили Иерусалим. Историк Иосиф Флавий писал, что ожесточенное войско истребляло все беспощадно. Когда уже некого было убивать и нечего было грабить, был вынесен приказ весь город и храм снести, оставив только некоторые башни, возвышавшиеся над другими, — для образования лагеря римского гарнизона. Остальные стены города римляне сровняли с землею.
Однако из истории следует, что тот пик величия, описанного в Священном Коране, мы видим лишь во время правления Дауда и Сулеймана (мир им). После смерти Сулеймана царство распалось на мелкие княжества, одно из которых — Иудейское — просуществовало до 586 г до н. э., затем было разгромлено вавилонянами. С тех пор территория Палестины переходила от одного правителя к другому. Возможно, второй вершиной расцвета являются сегодняшние дни, что подтверждает аят: “Потом Мы вернули вам преимущество над ними, поддержали вас [предоставив] огромные богатства и [благословив на] высокую рождаемость сыновей. Ваша численность возросла”.
Даже если это не так, если эти события канули в историю, Священный Коран гласит: “Если вы вернетесь [к раздору, смуте, злу и преступлениям], Мы также вернемся [к различным формам Божественного наказания]”. Аят заканчивается словами: “Ад превращен Нами в место, откуда безбожники выбраться уже не смогут” (Св. Коран, 17:8).


из книги Ильдара Аляутдинова На пути к Нему

Похожие статьи

Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent