Заголовок страницы

Мечети Иерусалима. I

Мечети Иерусалима. I
Для мусульман город Иерусалим имеет большое значение.
Когда Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаhа, только получил от Господа повеление об обязательстве совершения пяти ежедневных молитв для мусульман, молитвы эти совершались в сторону священного Иерусалима. Для мусульман город Иерусалим имеет большое значение. Он был домом многочисленных пророков Ислама, таких как: Дауд (Давид), Сулейман (Соломон) и Иса (Иисус), мир им всем, и посему являлся символом последних пророков Ислама. Когда Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаhа, совершил чудесное Ночное путешествие из Мекки в Иерусалим и в ту же ночь был вознесен на небо (что известно как Исра ва-ль-ми’радж), город обрел дополнительную значимость как место, где все пророки, мир им всем, совершили молитву во главе с Пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаhа, а затем вознеслись на небеса.
Для мусульман, однако, Иерусалим оставался далеким и недоступным символом на протяжении всей жизни пророка, мир ему и благословение Аллаhа, и еще некоторое время после его смерти. Но с приходом мусульман в Ирак и Сирию в 630-х годах, Иерусалим становится мусульманским городом, а Мечеть аль-Акса в Иерусалиме становится одной из самых важных областей Исламской империи. Всей территорией комплекса и на протяжении всей, истерзанной войной, истории этого города, мечеть была и остается центром борьбы за Иерусалим. Наряду с мусульманами, иудеи и христиане чтят землю под мечетью особенно святой. Важность понимания истории этой земли имеет первостепенное значение.

До пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаhа, и после него

С точки зрения мусульман, Ислам не явился как новая религия, когда в 600-х годах Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаhа, стал проповедовать его в Мекке. Ислам рассматривался как продолжение и заключительная печать к традиции предыдущих пророков, мир им всем, почитаемых всеми тремя монотеистическими религиями. Послание Мухаммада, мир ему и благословение Аллаhа, лишь продолжает и совершенствует послания Ибрахима (Авраама), Мусы (Моисея) и Исы (Иисуса), мир им всем, которые были искажены с течением времени. Таким образом, для мусульман Храм Соломона, который был построен в древности на Храмовой горе в Иерусалиме, был в действительности частью их собственной религиозной истории.
По этой же причине мусульмане, когда завоевали Иерусалим в 637-ом году во время халифата Умара ибн аль-Хаттаба, стремились возродить Иерусалим как место поклонения. Древний иерусалимский храм ранее был восстановлен несколько раз, первый раз Иродом примерно в 20-х годах до нашей эры. Однако в 70-х годах нашей эры римляне разрушили храм после еврейского восстания в Палестине. Евреям было запрещено входить в город, и иудаизм почти полностью ушёл из Иерусалима вместе с его святынями.
Территория, на которой некогда был расположен храм, оставался заброшенным пустырём дальнейшие несколько сотен лет, и римляне использовали её в качестве мусорной свалки. Когда второй халиф мусульман Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллаh, вошёл в город и решил в первую очередь посетить то место, где поклонялись такие его предшественники по религии, как пророк Дауд и Сулейман, мир им (а также Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаhа, во время Исра ва-ль-ми’радж), он нашел его заброшенным, грязным и совершенно непригодным для использования в качестве мечети. Тем не менее, он решил очистить эту территорию и построить на ней мечеть аль-Акса. И, как было свойственно халифу Умару, да будет доволен им Аллаh, он вместе со всеми обычными мусульманами участвовал в уборке и очищении территории Храма Сулеймана, мир ему. Они возвели в южной части Храмовой горы, ныне известной среди мусульман как Харам аль-Шариф (благородное святилище), основную мечеть вместительностью в 3000 человек. Христианские паломники того времени описывали мечеть как большое деревянное здание, построенное на ранних руинах.
Что касается мусульман, они не видят в этом попирательство святынь других религий. Поскольку пророки, которые упоминаются в Ветхом завете Библии, признаны как мусульманские пророки, и новая мечеть была принята в качестве продолжения древних мест поклонения.


Харам аш-Шариф

На протяжении многих десятилетий это скромное построение, возведенное халифом Умаром, да будет доволен им Аллаh, являлось главным на территории Харама. Но позже, в 690-ом году, халиф Абд-аль-Малик из династии Омейядов перестроил Мечеть аль-Акса, и новая мечеть была значительно больше и крепче той, что построил халиф Умар. Основной план нынешней мечети датируется именно этой реконструкцией. Однако реальным архитектурным достижением Абд-аль-Малика было то, что он построил примерно в 200 метрах к северу от этой мечети.
Над скалой, с которой, согласно убеждениям определенной части мусульман, произошло вознесение Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаhа, халиф Абд-аль-Малик построил великолепный Купол Скалы. Являясь частью Мечети аль-Акса, он не представлял собой отдельное место поклонения, не был призван конкурировать с самой мечетью, а, напротив, служил её дополнением. Купол, построенный по архитектурной традиции и с использованием мозаики, перенятых Омейядами от предшествовавших им византийцев, сразу же стал одним из главных объектов Исламской архитектуры 600-х годов.
Купол Скалы был построен на самой вершине комплекса Харам, и стал, таким образом, одним из самых впечатляющих и известных зданий города. Он имеет восьмиугольную основу, от которой возвышается 20-метровый купол, изначально покрытый свинцовыми листами. Здание как внутри, так и снаружи украшено каллиграфическими надписями, а каллиграфия внутренней стороны купола содержит фрагменты коранических текстов (старейшие из существующих ныне). Учитывая великолепие здания, некоторые современные историки утверждают, что халиф Абд-аль-Малик, строя это здание, желал превзойти им здание Каабы в Мекке. Если бы халиф в действительности преследовал подобную цель, ученые Ислама его времени несомненно выразили бы своё возмущение по поводу таких кощунственных идей, которое непременно отразилось бы в их книгах. Тем не менее, не существует ни единого подтверждения этой гипотезы в книгах ученых того времени, и самое раннее упоминание об этой «идее» халифа было написано спустя 200 лет после построения им Купола Скалы, людьми с сильно предвзятым, анти-омейядским настроением.
После падения Омейядов в 750-ом году Иерусалим оказался под контролем династии Аббасидов. У новых Аббасидских халифов были свои ставки в иракском городе Багдаде, по этой причине они не уделяли Иерусалиму столько внимания, сколько уделяли Омейяды, и Харам, таким образом, лишился прежнего внимания и финансирования. Но, несмотря на пренебрежение со стороны халифов и многочисленные землетрясения, в результате которых городу и комплексу Харам требовались частые реконструкции, которые никто не проводил, Иерусалим оставался важным местом паломничества, а мечеть аль-Акса оставалась центром Исламской жизни в Иерусалиме, начиная с 600-х годов и вплоть до 900-х годов.


Продолжение следует
Библиография:
1. Карен Армстронг (Armstrong, Karen), «Иерусалим: один город, три веры» (Jerusalem: One City, Three Faiths), Нью-Йорк: Alfred A. Knopf, 1996 г. Печать;
2. Симон Себа Монтефиоре (Montefiore, Simon Sebag), «Иерусалим: биография» (Jerusalem: The Biography), Нью-Йорк:Vintage Books, 2011 г. Печать.

Похожие статьи

Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent