Заголовок страницы

Мечети Иерусалима. IV

Мечети Иерусалима. IV
Для мусульман город Иерусалим имеет большое значение.
Османы

Согласно теории Ибн Халдуна, крупным империям суждено испытывать расцвет и упадок каждые несколько сотен лет. И мамлюки тут не стали исключением. К началу 1500-х годов новой мега-мощной силой Исламского мира стала Османская империя, основанная в исторической части города Стамбула. В 1513-ом году Османский султан Селим I выступил с войной против мамлюков, и когда в 1516-ом году он подошел со своим войском к стенам Иерусалима, местное управление мирно передало султану ключи города.
Став частью самой мощной империи 1500-х годов, Иерусалим пережил еще один всплеск. Город был назначен столицей Иерусалимского санджака, – нового административного округа Сирийской провинции. Османы отправили в Иерусалим губернаторов, солдат и администраторов для помощи в управлении городом.
Для мечети контроль Османской империи означал новую эру реконструкции и благоустройства. Сын султана Селима, – Сулейман аль-Кануни, пришел к власти в 1520-ом году, и во время его правления превосходным образом был отремонтирован весь Купол Скалы. Экстерьер здания был весь покрыт мрамором, цветными изразцами и великолепной каллиграфией. Аяты из 36-ой суры Священного Корана (Сура «Ясин») украшали верхнюю часть стен, которые можно увидеть там и по сей день. Сулейман также приказал построить фонтан у главного входа в Мечеть аль-Акса, который до сих пор используется верующими для совершения вуду (ритуального омовения). Что же касается города, то султан Сулейман приказал главному архитектору империи – Мимару Синану, восстановить стены вокруг города, которые также сохранились до наших дней.

[center]Англичане и израильтяне[/center]
На протяжении веков под Османским правлением Иерусалим и Мечеть аль-Акса сохраняли здоровый статус-кво. В то время как в административной власти города были мусульмане, евреи и христиане получили религиозную свободу в соответствии с законом Османского государства, – Исламским законом. Этот баланс много позже был нарушен появлением сионистского движения в Европе, главной целью которого было превращение Иерусалима и его окрестностей в отдельное исключительно еврейское государство.
Когда их просьбы о разрешении на это были отклонены султаном Абдулхамидом II в конце 1800-х, сионисты обратились за помощью в Первой мировой войне к британцам. Османы вступили в войну против англичан в 1914-ом году, а с 1915-го по 1918-ый года британцы стали быстро продвигаться через Синайский полуостров и Палестину. В 1917-ом году британцы захватили город Иерусалим. Впервые со времен крестовых походов город оказался в руках немусульман. Однако, в отличие от крестовых походов, резни за захватом не последовало. Мусульманской общине было разрешено продолжать свой контроль над Харамом, пусть и под британским надзором.
Для сионистов британский контроль над Иерусалимом означал увеличение еврейской иммиграции из Европы. Сотни тысяч евреев эмигрировали в Палестину, расселяясь, в большинстве своем, в Иерусалиме. Далее, в 1948-ом году, Британия покинула Палестину, и у евреев появилась возможность обосновать свое государство под названием Израиль, и затем в последовавших войнах они захватили большую часть Палестины. Однако, половина Иерусалима, в том числе и Мечеть аль-Акса и Купол Скалы, избежали израильского контроля, и Восточный Иерусалим и Харам аль-Шариф оказались во владениях соседней Иордании.
7 июня 1967-го года на третий день Шестидневной войны израильские войска сумели завоевать Иерусалим наряду с остальной частью Западного берега благодаря массовому выводу своих войск Иорданским правительством. Израильские войска с относительной легкостью вошли в Харам, и над Куполом Скалы поднялся израильский флаг. Для мусульман это была эпическая катастрофа, ставшая поворотным пунктом в истории мечети. Вдобавок к существующей напряженности, в 1967-ом году мечеть серьезно пострадала от пожара, устроенного австралийскими экстремистами, в надежде, что разрушение мечети проложит путь для второго пришествия Иисуса. Большая часть древней каллиграфии была разрушена, наряду с минбаром Салахаддина.
С начала израильской оккупации города вход любого мусульманина в Иерусалим строго контролируется. Даже сегодня большинству мусульман не из Иерусалима запрещено входить в Иерусалим и молиться в Мечети аль-Акса. Мусульманами контролируется вакф (религиозный фонд, управляющий территорией Харама), однако, вход в Харам контролируется израильской полицией, которая оставляет за собой право запрещать въезд мусульманам безо всяких объяснений.
Как было всегда на протяжении всей ее долгой истории, Мечеть аль-Акса и в наши дни оказалась в центре мусульманской жизни Иерусалима и напряженных конфликтных отношений нескольких сторон. С учетом израильской оккупации, разделения и распрей внутри мусульманского мира, будущее Мечети аль-Акса снова оказалось неопределенным.


Библиография:
1. Карен Армстронг (Armstrong, Karen), «Иерусалим: один город, три веры» (Jerusalem: One City, Three Faiths), Нью-Йорк: Alfred A. Knopf, 1996 г. Печать;
2. Симон Себа Монтефиоре (Montefiore, Simon Sebag), «Иерусалим: биография» (Jerusalem: The Biography), Нью-Йорк: Vintage Books, 2011 г. Печать.

Похожие статьи

Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent