Заголовок страницы

Мечети Иерусалима. II

Мечети Иерусалима. II
Для мусульман город Иерусалим имеет большое значение.

Падение под фатимидами

В 900-х годах для Иерусалима и Харама аш-Шариф начались несколько бурных столетий. Фатимидская империя, основанная в Египте, взяла под контроль Иерусалим в 970-ом году после победы над войсками Аббасидов в соседнем Рамле. Фатимиды принадлежали секте шиитов-исмаилитов, которые большинством ортодоксальных Исламских ученых классифицируются как вышедшие из Ислама. Период правления фатимидов обернулся катастрофическими последствиями для Мечети аль-Акса.
С самого начала мусульманского правления над Иерусалимом мечеть и Харам в целом являлись центром Исламских знаний. Ученые регулярно давали уроки в мечетях, обучая студентов, как основам арабской грамматики, так и сложным наукам Исламского права и теологии. В период же фатимидов эти учебные занятия были свернуты фатимидскими губернаторами и заменены на официальные шиитские учреждения. Географ аль-Мукаддаси писал в 985-ом году, что в Иерусалиме «факихи стали непосещаемыми, праведники стали неузнаваемыми, и школы осиротели без уроков ученых»[1]. И далее он выражает досаду и сожаление по поводу исчезновения Исламского образования из города, который в прошлом наполняли своими знаниями, в котором преподавали такие великие ученые как Имам аш-Шафи’и и подобные ему.
Но еще большим бедствием, чем правление фатимидов, явилось для Иерусалима правление шиита аль-Хакима, который пришел к власти в 996-ом году и далеко превзошел предыдущих фатимидских правителей в угнетении ортодоксального Ислама. Он объявил себя божеством и потребовал, чтобы его имя упоминалось вместо имени Всевышнего Аллаhа во время пятничных проповедей, объявил незаконным мусульманский пост в месяц Рамадан, а также запретил мусульманам совершение паломничества в Мекку. К концу его правления (1021-ый год) город Иерусалим окончательно потерял свой статус центра Исламского знания. Кроме того, следует отметить, что аль-Хаким помимо мусульман угнетал христиан и иудеев Иерусалима, разрушив храм Гроба Господня, вопреки всем Исламским законам и обещанию, данному халифом Умаром ибн аль-Хаттабом в 637-ом году христианам Иерусалима.
После окончания катастрофического правления аль-Хакима к власти пришли более умеренные лидеры фатимидов, которые проявили немного больше лояльности к самой мечети и её Исламской истории. После разрушительного землетрясения, случившегося в 1030-х годах, мечеть аль-Акса была восстановлена фатимидами, в результате чего у мечети сохранились центральный неф и семь больших арок на фасаде, поддерживающих массивную крышу. Это было ощутимо меньше 14-ти массивных арок, изначально построенных Омейядами. Кстати, современная мечеть ненамного отличается от реконструкции фатимидов.
В 1073-ем году Иерусалим был захвачен турками-сельджуками, которые были новообращенными в суннитский Ислам тюрками из Центральной Азии. С точки зрения Ислама, теперь аль-Акса оказалась в надежных руках мощного суннитского государства, возродившего вновь Исламские знания в городе. На территории Харама открылись школы Исламского права шафиитского и ханафитского толка, и интеллектуальная жизнь в городе снова расцвела. В Иерусалим стали прибывать ученые со всех концов Исламского мира, чтобы обучать и учиться самим. Стоит отметить, что среди них был и выдающийся ученый Ислама Абу Хамид аль-Газали, он поселился в Иерусалиме в 1095-ом году и жил в Хараме вдоль восточной стены города, проведя следующие несколько лет в молитве и уединении в Куполе Скалы и Мечети аль-Акса. За это же время он написал невероятно ценный труд под названием «Возрождение религиозных наук», который стал самым настоящим прорывом для всего понимания мусульманской духовности, философии и суфизма.


Продолжение следует.
Примечания:
[1] Армстронг, 258.
Библиография:
1. Карен Армстронг (Armstrong, Karen), «Иерусалим: один город, три веры» (Jerusalem: One City, Three Faiths), Нью-Йорк: Alfred A. Knopf, 1996 г. Печать;
2. Симон Себа Монтефиоре (Montefiore, Simon Sebag), «Иерусалим: биография» (Jerusalem: The Biography), Нью-Йорк:Vintage Books, 2011 г. Печать.

Похожие статьи

Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent