Заголовок страницы

Мечети Иерусалима. III

Мечети Иерусалима. III
Для мусульман город Иерусалим имеет большое значение.

Крестоносцы

В 1095-ом году византийский император Алексий обратился к Папе Римскому Урбану II за помощью в его нескончаемой войне против турков-сельджуков на анатолийском полуострове. Ответом Папы стал Первый крестовый поход, целью которого была не победа над турками-сельджуками, а завоевание Иерусалима и установление католического королевства на Святой земле.
Несмотря на то, что Иерусалим находился в самом центре Исламского мира, он оставался уязвимым для крестоносцев. Ведь на ту пору среди мусульманских правителей и полководцев властвовала разобщенность. Когда крестоносцы направились в сторону Иерусалима, множество городов отказались воевать с крестоносцами и позволили им продолжить свой путь в сторону священного города.
В 1099-ом году крестоносцы достигли Иерусалима, который был не так давно отбит у фатимидов сельджуками. Из-за продолжавшейся войны между сельджуками и фатимидами, ни одна из этих сторон не была в состоянии отстаивать город, и 15 июля 1099-го года крестоносцы пробили стены города и вошли в Иерусалим.
Вторжение крестоносцев в город стало одним из самых трагических событий, случившихся за всю историю Мечети аль-Акса. Поскольку крестоносцы ясно дали понять, что не намерены брать пленников, большая часть мусульманского населения бежала в мечети в поисках укрытия и безопасности. Вне зависимости от святости мест их укрытия, крестоносцы были настроены свести счеты со всеми мусульманами в городе. Они вошли в мечеть с занесенными оружиями и единственной целью – убить каждого мусульманина, находившегося там.
В этой резне в стенах мечети были убиты тысячи мусульман. Для крестоносцев это было необходимым ритуалом очищения святилища. И впоследствии многие из них станут писать об этой резне с нескрываемой гордостью и восторгом, а один даже писал о том, «как восхитительно было видеть крестоносцев в мечети по колено в крови». Для мусульман это стало страшнейшей трагедией за всю историю аль-Аксы.
Крестоносцам уничтожение мусульман Иерусалима позволило начать трансформацию всего комплекса Харам по собственному усмотрению. Первый правитель Иерусалимского королевства Годфри сделал Мечеть аль-Акса своей резиденцией. Интерьер мечети был полностью изменен в результате ремонта, и мечеть превратилась во дворец с новыми внутренними стенами, комнатами и садами. Конечно же, все признаки Исламского прошлого мечети были уничтожены. Каллиграфия в мечети была закрашена, молитвенные коврики выброшены, а михраб (молитвенную нишу) замуровали кирпичами.
Что касается Купола Скалы, который находился в нескольких сотнях метров к северу, то крестоносцы и ее решили использовать в собственных целях. Их познания в истории этого здания были слабыми, а некоторые из них даже считали его оригинальным храмом, построенным Соломоном (пророком Сулейманом, мир ему) в древние времена. Но как бы то ни было, они все же превратили здание Купола Скалы в церковь, ставшую известной как храм Господа. Как и в Мечети аль-Акса, вся Исламская каллиграфия в здании Купола вместе со всеми прочими признаками Исламского прошлого была закрашена. Скалистая поверхность под куполом была покрыта мрамором, и на этом месте был возведен молитвенный алтарь.
С тех пор мусульманам официально был запрещен вход в город и общественные молитвы в мечети не проводились. Есть считанные примеры мусульманских дипломатов, которым во время визита в Иерусалим было разрешено молиться в ней индивидуально, но примеров этих очень мало, и между ними проходили довольно большие промежутки времени.


Салахаддин и Мамлюки

В 1180-х годах курдскому султану Салахаддину аль-Аюби удалось объединить различные враждующие мусульманские государства, окружавшие Иерусалим. Собрав единую мусульманскую армию, он сумел освободить Иерусалим от крестоносцев в 1187-ом году. И в отличие от крестоносцев, пришедших 88 лет назад, Салахаддин не допускал убийства мирных граждан или массовую резню сдавшихся в плен солдат. Тем не менее, он выдворил крестоносцев из города и вернул мусульманам контроль над Харамом.
Салахаддин аль-Аюби пообещал очистить Мечеть аль-Акса в течение первой же недели после освобождения города, к следующей пятничной молитве. Следуя примеру второго халифа Умара ибн аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллаh, Салахаддин наряду со своими солдатами и подчиненными очищал мечеть своими руками. Постройки крестоносцев в здании мечети были снесены. Мебель и ванные комнаты крестоносцев были вынесены из мечети, и Салахаддин лично обливал их розовой водой с целью дезинфекции. Замурованный крестоносцами михраб был снова раскрыт и очищен вместе с очищением закрашенной ими же каллиграфии. Салахаддин даже привез с собой минбар, который изготавливали в Дамаске в рамках подготовки к освобождению Иерусалима. Кроме того, вокруг одной только мечети Салахаддин основал множество образовательных учреждений, расположив их на территории Харама, чтобы вернуть городу Исламский характер.
Вскоре после мусульманского завоевания города крестоносцами был начат новый крестовый поход, но на этот раз Салахаддин был в состоянии отразить их атаки. После его смерти в 1193-ем году его потомки, основавшие династию аюбидов, продолжали править Иерусалимом и защищать его от периодических нападений крестоносцев. В конце 1200-х и начале 1300-х годов династия аюбидов постепенно уступила власть новому Султанату Мамлюков Египта, которым управляли тюркские солдаты, пришедшие к власти в Каире.
Во время правления Султаната мамлюков страсть Европы к крестовым походам понемногу угасает и Иерусалим, наконец, обретает некоторый покой. Таким образом, у мамлюков появилась возможность сделать упор на строительство Исламских зданий в городе, в частности, вокруг Харама. Крыльцо с новыми колоннами было построено на западной стороне Харама, граничащей с рынком города. Сам Купол Скалы был отремонтирован и на территории Харама были построены фонтаны и купола для прихожан и паломников.
Множество школ Исламского права было построено на границах Харама. Ученые считали особой честью и благословением посетить город и иметь возможность получить Исламское образование в Мечети аль-Акса и в Куполе Скалы, которое высоко ценилось среди мусульман того времени. Мусульмане из Северной Африки, Персии и даже из таких далеких земель, как Индия и Китай, собирались в мечети для поклонения и обучения. Один из ученых 1300-х годов – Ибн Теймия, даже писал короткий трактат о пользе посещения Мечети аль-Акса, об этикете и молитвенной практике мусульман тех мест.


Продолжение следует
Библиография:
1. Карен Армстронг (Armstrong, Karen), «Иерусалим: один город, три веры» (Jerusalem: One City, Three Faiths), Нью-Йорк: Alfred A. Knopf, 1996 г. Печать;
2. Симон Себа Монтефиоре (Montefiore, Simon Sebag), «Иерусалим: биография» (Jerusalem: The Biography), Нью-Йорк: Vintage Books, 2011 г. Печать.

Похожие статьи

Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent