Заголовок страницы

Интервью с муфтием Белоруссии Али Вороновичем

Интервью с муфтием Белоруссии Али Вороновичем






















Глава ДУМ Белоруссии Али Воронович – потомок ордынцев, которые 600 лет назад переселились в Литовское княжество по приглашению князя Витовта, нуждавшегося в профессиональных воинах для защиты своей державы. Как известно из истории, татарским всадникам были не только подарены земли, за них еще и выдали замуж местных красавиц, надо полагать, оставив тысячи местных мужчин холостяками.

Благодаря чему татары не ассимилировались за шесть веков, - притом, что уже первое поколение, родившееся в польско-белорусских землях, было метисами? Этот вопрос был задан муфтию Али Вороновичу.

- Так всегда было в истории, что в миграционных потоках участвовали в основном мужчины. Это мы наблюдаем и в наши дни, хотя сегодня совершенно другие возможности для преодоления расстояний. Считается, что в Литовское княжество переселилось около 50 тысяч ордынских воинов. Есть источники, называющие цифру в 200 тысяч всадников, но это, я думаю, неверно.

Татары проявили себя в решающем Грюнвальдском сражении в 1410 году, считается, что одним из факторов, позволивших разбить крестоносцев, было участие в битве на стороне польско-литовского войска татарской конницы. Оставшись на службе у Витовта, они женились на польках, белорусках, литовках, но метисами были дети только первых переселенцев, последующие поколения уже придерживались внутренних браков. Всем им было дано дворянское звание, они стали шляхтичами, сохранили право исповедовать свою религию - Ислам, который и уберег от ассимиляции, хотя уже в 16 веке татары перешли на речь местного населения, потеряв свой тюркский язык.

- Правда ли, что слово татарин и мусульманин в те далекие времена были почти синонимами?

Что создает нацию? - общность территории, языка, религии. Ни первого, ни второго у западных татар уже не было, осталась только единая религия. Если брать царское время, татары жили компактными поселениями в разных городах Белоруссии и Польши, женились и выходили замуж только за своих мусульман, браки регистрировались в метрических книгах при мечетях, и смешанных браков практически не было.

Татарами в прошлом становились все мусульмане, попавшие по воле судьбы в Белоруссию, и турки, и черкесы, оказавшиеся в плену во время русско-турецкой, кавказской войн. Поэтому применительно к белорусским, польским и литовским татарам можно сказать, что это сплав мусульманских народов, ядром которого являются татары Золотой орды. Слова татарин и мусульманин были синонимами, они и сейчас тождественны для старшего поколения наших татар, которые не понимают разницы, не допускают мысли, что татары могут быть крещенными. Ислам превращал всех прибывающих мусульман в татар, и как только в советское время убрали религиозный фактор, татары стали быстро ассимилироваться.

- Расскажите о себе.

Я родился в Минске, где татарскую слободу разгромили в 60-е годы под предлогом реконструкции города. Сейчас я думаю, что это было не единственной причиной. Коммунисты ставили задачу создания единого советского народа, и надо было ликвидировать религиозное самосознание, отличавшее татар. Мусульман разбросали по всему городу, причем ни одну семью не поселили рядом с другой. Делалось это, я думаю, специально для ассимиляции. И надо отметить, что коммунисты достигли в этом плане большого успеха. Сегодня иногда встречаешь носителя фамилии, которую я знаю как татарскую, спрашиваешь о корнях. И слышишь в ответ: да, дед мой был татарином, звали его Али, бабушку – Фатима, но я – нет, я уже белорус.

Разгром татарской слободы Минска был трагедией, последствия которого мы до сих пор ощущаем через продолжающуюся ассимиляцию. Несколько десятилетий СССР сделали то, что не смогли сделать столетия царской империи. По переписи 1989 года в Белоруссии проживало 12,5 тысяч татар, в 1995 году уже 10 тысяч, последняя перепись 2009 года показала снижение численности татар до 7300. В этих цифрах естественно учтены и переселенцы из Поволжья последних лет.

- Получается, что в результате ассимиляции потомков первых ордынцев осталось в десять раз меньше, если 600 лет назад к Витовту пришли 50 тысяч воинов.

- Тут надо учесть и миграцию наших татар в Турцию в царское время.

- Какова судьба соборной мечети в татарской слободе Минска?

- В 1947 году она перестала существовать как мечеть. Там был морской клуб, потом склад. В 1962 году здание разрушили, на месте...

21.02.2012 г.
Источник

Похожие статьи

Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent