Заголовок страницы

Истории женщин-мусульманок. Фазыля Хусаиновна Ширинская

Как известно, в советское время ключевую роль в сохранении религиозности столичных мусульман сыграли имамы Московской Соборной мечети. Именно благодаря их проповедям, ежедневному совершению обрядов, повседневному общению с верующими мусульманская жизнь в Москве никогда не замирала. Но помимо имамов, во все периоды советской эпохи в Москве было много людей, активно проводивших обряды жизненного цикла. В большинстве своем это были пожилые люди, успевшие получить религиозные знания в татарских мектебах и медресе дореволюционной России или изучившие основы религии уже в семьях. Подобной деятельностью занимались и женщины, в том числе, начиная с 1940­х гг. — Фазыля Хусаиновна Ширинская. Её имя и активная деятельность памятна многим московским татарам и сейчас.

 

Фазыля Хусаиновна Ширинская (урожденная Сакаева) родилась в январе 1901 года в татарской деревне Большой Студенец Шацкого уезда Тамбовской губернии (ныне Сасовского района Рязанской области). Её родители — Хусаин Османович Сакаев (1869–1939) и Хосни Алиевна Симинеева (1876–1948) являлись представителями известных родов татарских мурз; среди предков были и толмачи (переводчики). В позднее Средневековье, не принявшие христианство мурзы лишились земельных владений, перешли в сословие государственных крестьян, но сохранили память о своем аристократическом происхождении.

 

К началу?XX века многие мурзы Рязанской и Тамбовской губерний активно приобщились к предпринимательской деятельности. Двоюродный брат Фазыли — Мухамеджан Сакаев уехал в Среднею Азию, где через некоторое время, благодаря своей образованности и энергичности, смог стать советником последнего бухарского эмира Сейида Алим­хана (1880–1943). Перед взятием Бухары большевиками в 1920 году, эмир предложил ему уехать вместе с двором в эмиграцию, однако Мухамеджан отказался и остался в советском Узбекистане. Примечательно, что М.?Сакаеву удалось избежать репрессий; он многие годы работал на руководящих должностях в хлопкоочистительной промышленности Узбекской СССР.

 

Другой родственник Фазыли — крупный землевладелец и предприниматель Хусаин Яфарович Ширинский сыграл в её жизни большую роль. В доме Хусаина Ширинского она видела Федора Шаляпина, познакомилась со многими представителями татарского купечества. Заметив старательность и религиозность Фазыли, Хусаин Ширинский убедил её родителей, отправить дочь учится в известное среди татар медресе в селе Азеево Елатомского уезда Тамбовской губернии (ныне Ермишинского района Рязанской области), где готовили не только имамов, но и учительниц для мектебов. Высокий уровень образования в азеевском медресе, обширная библиотека, вся атмосфера этого богатого села с 7 мечетями — родины великого мецената Салиха Ерзина, оставили неизгладимые впечатления в памяти Фазыли. Здесь она научилась чтению Священного Корана. В Азеево с Фазылей произошла и важная история, которую она помнила в течение всей жизни — ожидая приезда родителей, находясь в печали и тоске по родному дому, она неожиданно увидела в своей комнате пожилого, незнакомого до этого человека, сказавшего ей слова утешения и также быстро покинувшего пространство. Когда Фазыля рассказала об этой таинственной встречи одному из азеевских имамов, он ответил ей, что это был Хызыр Ильяс…

 

После обучения в Азеево Фазыля Сакаева непродолжительное время учительствовала в татарской деревне Дасаево близ города Темникова (ныне в Мордовии), где жила семья мурз Трегуловых. В 1919 году она вышла замуж за Нури Сейфулловича Ширинского (1890­ок.1943), в предреволюционные годы активно занимавшегося продажей меха в Петрограде. Практически все 1920­е гг. Фазыля Ширинская провела на родине мужа — в татарской деревне Богданово в окрестностях древнего Кадома. Перед коллективизацией она вместе с детьми перебралась в Москву, где Нури Сейфуллович стал работать на Ростокинском меховом комбинате.

 

Круг знакомств их семьи был в основном связан с татарами­меховщиками, большей частью уроженцами Рязанской, Тамбовской и Пензенской губерний, имевшими богатый дореволюционный опыт предпринимательской деятельности. Среди близких друзей семьи был Фатих Акбулатов — сын касимовского купца и мецената Хабибуллы Акбулатова, передавшего в начале?XX века вместе с мещанином Сабирзяном Бакировым участок в Выползовом переулке под строительство Московской Соборной мечети. Нури Ширинский работал и дружил с Сафой Умеровичем Абсалямовым — опытным меховщиком, уроженцем села Старое Аллагулово Пензенской губернии (отцом будущего классика татарской литературы, романиста Абдурахмана Абсалямова). Близкое родство связывало Ширинских с известной купеческой семьей Бурнашевых.

 

Хозяйства многих из них, оставшееся в деревнях, были раскулачены, материальное положение семей ухудшалось, шли активные гонения на религию. В 1937 году Фатих Акбулатов, Закир Байков, Сафа Абсалямов, Алим Сакаев и другие московские татары­меховщики были репрессированы. Нури Ширинского также репрессировали вместе с ними, и он скончался около 1943 года в лагере в Амурской области. До конца своей жизни Нури Ширинский оставался мусульманином и ответ на предложение употреблять свиное сало в условиях сорокоградусных морозов на лесоповале, страдая ревматизмом, заявил, что в лучшие свои годы он не изменял заповедям Ислама, тем более, не изменит им и перед лицом смерти…

 

Семья была изгнана из московской квартиры и поселилась в подмосковном поселке Клязьма, где проживало много татар. Трагедии в жизни Фазыли Хусаиновны продолжались. В годы Великой Отечественной войны погибли два её сына — Рыза (в 1942 году, близ города Зубцова Калининской области) и Рашит (в августе 1943 года, при взятии Харькова). Через много лет, в мае 1982 года ей придется вновь испытать горе — от последствий фронтовых ранений умрет и её старший сын Зыя.

 

Спасала глубокая религиозность. В течение всей жизни Фазыля Хусаиновна совершала пятикратный намаз. Вновь вернувшись в 1940­е гг. в Москву, и поселившись на Сущевском валу, она периодически посещала Соборную мечеть. Именно в 1940­е гг. Фазыля Ширинская начала свою религиозную деятельность в качестве наставницы многих московских татар. Известно, что она в годы войны по просьбе мусульман совершала молитву «Истихара» (обращение к Всевышнему Аллаhу при наличии проблемы, не имеющей очевидного решения), начала проводить меджлисы. По воспоминаниям современников Фазылю Ширинскую отличало не только знание обрядов, но и глубокое понимание истории Ислама, в частности любимых ею жизнеописаний Пророков (мир им); мусульманской морали. К ней с уважением относились имамы Московской Соборной мечети, вел беседы на религиозные темы Коран­хафиз, окончивший каирский университет Аль­Азхар Ибрагим Урманов (1873–1958). И почти все близкие ей люди, являлись активными мусульманами. Ближайшей подругой Фазыли Ширинской в Москве стала Асьма Каримовна Бахтиозина, обладавшая глубокими религиозными знаниями.

 

Сведущим в религии людям Фазыля Ширинская разрешала читать несколько старинных книг, которые хранила всю жизнь. Некоторые мусульмане приезжали для этого специально из других городов.

 

С годами, авторитет Фазыли Ширинской еще больше возрастал. На меджлисы для чтения сур Священного Корана её приглашали в разные концы Москвы. К ней обращались за советами в трудных жизненных ситуациях и болезнях, для чтения поминальных молитв по родным. Подобно своей матери — Хосни Алиевне Симинеевой, она читала молитвы (?шкеру) к Всевышнему Аллаhу, с целью исцеления людей от заболеваний, особенно кожных, причем к ней за помощью обращались не только татары, но и русские.

 

Вплоть до преклонных лет Фазыля Ширинская продолжала совершать особо благочестивое дело — омовение умерших. Она никому не отказывала в помощи, запомнилась людям скромным и добрым человеком, далеким от корысти и гордыни.

 

Разумеется, прожившая значительный отрезок жизни в среде татарского купечества, она была большим знатоком богатой истории мусульман Москвы, Касимова татарских сел Рязанской области и Мордовии. Однако её знания практически не были зафиксированы и ушли вместе с ней. Известно лишь, что она была близко знакома с семьей великого мусульманского мыслителя Мусы Бигеева. Сохранилась магнитофонная запись 1980­х гг., где Фазыля Ширинская читает Священный Коран.

 

В целом, Фазыля Хусаиновна главной целью своей жизни считала не столько передачу сюжетов прошлого, сколько сохранение религиозности у современных ей московских татар.

 

Своей религиозной деятельностью она занималась вплоть до 90 лет.

 

 

http://www.islamrf.ru

 

 

 

Оригинальный шарфик

Учителя в США отметили день хиджаба

Как справиться с большим палантином

Похожие статьи

Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent