Город потерянных мечетей | Часть 2
Другая мечеть семьи Янг, Тиеджунонг, была построена в течение трех лет во время правления императора Цин Гуагсю, с 1879 по 1881 год по хр.л. Она была самой большой в Сучжоу с площадью более 3.000 квадратных метров, имеющей семь внутренних дворов. Главный зал для пятничной молитвы имел десять комнат и мог вместить более 300 человек. Двор включал в себя минарет и павильон, в котором размещалась императорская стела.
Вид сбоку на здание, которое когда-то было мечетью в Сучжоу, Китай.
Боковой вход в здание бывшей мечети в Да Тиежунунге, которое во время Культурной революции было преобразовано в среднюю школу. Алессандра Каппеллетти, предоставлено автором.
Сейчас являясь средней школой, Тиеджунонг узнаваема по внешней архитектуре и старинной деревянной боковой двери с гравировкой. Помимо монументального входа, все еще сохраняется идея главного двора, окруженного деревьями. Сейчас здесь огромное футбольное поле, а деревья по сторонам дорожки все еще видны. Помещение для омовения, покрытое синей плиткой, ясно свидетельствует о существовании в прошлом мечети.
Мечеть Тянькуцянь была построена в 1906 году по хр.л. и в настоящее время населена бедными горожанами - скорее всего, в результате практики перераспределения больших аристократических или религиозных зданий в качестве жилых помещений для малоимущих семей во время Культурной революции. Мечеть раньше занимала площадь почти 2.000 квадратных метров, с главным залом, гостевым залом и комнатой омовения.
Внутренний двор дома в Сучжоу, Китай, с выложенным плиткой участком вокруг кустарника.
Когда это здание в Да Тиежунонге было мечетью, здесь была зона омовения. Алессандра Каппеллетти, предоставлено автором.
Структура главного зала была похожа на большое лекционное помещение, содержащее - как сообщают местные исторические записи - горизонтальную доску из дерева гинкгос каллиграфией, написанной мастером по имени Ю Юэ (Yu Yue). Поскольку многие мусульманские рабочие, работающие с нефритом, имели предприятия в том же районе, пожертвования сделали мечеть самой процветающей во всем Китае. А в 20-х годах по хр.л. прошлого века здесь открылась школа с преподаванием Исламских и конфуцианских текстов.
При многих мечетях были дочерние школы, в которых дети мусульманских общин обучались арабскому языку и Исламской письменности. Сучжоу - один из первых культурных центров, где Исламские Священные писания были опубликованы на китайском языке. Переводы с персидского на китайский сделали ученые Сучжоу 16-го века по хр.л., Чжан Чжун (Zhang Zhong) и Чжоу Шици (Zhou Shiqi), благодаря чему город стал одним из первых центров Исламской интеллектуальной культуры.
Но это был Исламский центр, гибридизированный в китайском контексте, процесс, описанный в книге Джонатана Липмана (Jonathan Lipman) «Знакомые незнакомцы: история мусульман в Северо-Западном Китае». Исламские тексты преподавались наряду с конфуцианскими, что породило эклектичный корпус Исламских писаний.
Самая старая мечеть Сучжоу, Сигуань, получила свое название от соседнего моста Сигуань в центре старого города. Он был построен в 13 веке по хр.л. во время династии Юань, вероятно, на средства известной мусульманской семьи Сайидов и влиятельного губернатора провинции Юньнань Сайида Аджалл Шамс ад-Дин Омара аль-Бухари (Sayyid Ajall Shams al-Din Omar al-Bukhari) (1211–1279 гг. по хр.л.).
Старая карта Сучжоу 13-го века по хр.л., тогда называемого Пинцзяном.
Карта Сучжоу 13 века по хр.л., когда город назывался Пинцзян, предоставлено автором.
Позднее мечеть была включена в здание правительства во времена династии Мин, поэтому в местных китайских источниках сохранились только письменные свидетельства о ее существовании. Это предполагает - и это уже хорошо известная историческая оценка - что династия Юань отдавала предпочтение мусульманам из Средней Азии на административной и государственной службе. Эта значительная группа населения была намного позже, в 1950-х годах по хр.л., классифицирована в Китае, как меньшинство народности Хуэй, и сегодня составляет около половины мусульман Китая.
Следы прошлого
Культурная революция фактически запретила Ислам в Китае, поскольку религии любого рода считались орудием угнетения и замалчивания потребностей людей.
В результате от этих религиозных построек сегодня мало что осталось. Но следы, которые все еще существуют - дверь, камень, структура фасада или просто известный адрес, записанный в архиве, - являются символическими картинами прошлой жизни. Это ключи к разгадке разнообразного социального контекста и духовной географии, которыми наполнены эти места и частью чего они когда-то были.
Как утверждал американский китаист Фредерик Моте (Frederick Mote), профессор истории Принстонского университета, прошлое Сучжоу воплощено в словах, а не в камнях, и фрагменты Исламских общин Сучжоу могут быть соединены вместе с помощью исторических письменных источников. Эти записи разнообразного прошлого одинаково важны для будущего в стране, где религии - каждая религия - строго контролируются государством из-за того, что власти считают ее потенциально дестабилизирующей политической властью.
Недавние сообщения об усилиях по идеологическому перевоспитанию, проводимых местными властями в отношении уйгуров на северо-западе Китая, делают ситуацию еще более сложной и заслуживают дальнейшего наблюдения и исследования.