Когда наш местный гастроном во Франции перестал работать, на его месте появился фаст-фуд с дозволенной, согласно мусульманским требованиям, жареной курицей. Когда закрылась наша местная кошерная мясная лавка, ее сменила халяльная. И в местном супермаркете теперь есть хорошо укомплектованная витрина с халялем. На прошлой неделе я также получил рекламную листовку, предлагающую исламские банковские услуги. В общем, вдруг оказалось, что халяль стал не только модой, но и крупным бизнесом.
Халяльный фаст-фуд определенно хорошо продается. Во-первых, во многих частях Европы на ночь глядя любят перекусывать кебабом. Немусульманам-тусовщикам, вываливающимся из клубов под утро, неважно, халяль там или нет – им просто хочется мясного сэндвича.
Стоит, конечно, обратить внимание на тенденцию, стоящую за скромнягой кебабом, – халяльная еда популярна как среди мусульман, так и среди немусульман. Но основным рынком сбыта, очевидно, являются приверженцы Ислама, стремящиеся питаться в соответствии со своими религиозными убеждениями.
А это большой рынок. В мире есть 1,6 млрд. мусульман. В одной только Европе проживает 18 млн. потребителей-мусульман, и величина рынка, по данным «Halal Journal», оценивается в $2,63 млрд. ежегодно.
Это перспективный и растущий рынок, в который поспешили вложиться транснациональные корпорации. «Nestle» была одной из первых, вызвавшихся «освоить» этот потенциал.
Она начала продавать халяльную версию своих самых популярных продуктов, таких как шоколад «Кит-Кат», еще в 80-е гг. Теперь халяль составляет 5% годовых продаж «Nestle», т. е. 5,3 млрд. швейцарских франков. 85 предприятий «Nestle» имеют сертифицированные производственные линии-халяль, из них 20 расположены в Европе.
Что еще более важно, это быстрорастущий и крайне прибыльный сектор. По сообщениям самой «Nestle», ее недавняя маркетинговая акция по халяльным продуктам привела к 50 % росту годовых продаж и двузначной цифре рентабельности.
Некоторые сети фаст-фуда потихоньку также начали включать халяльную еду в свои меню или использовать халяльное мясо и курицу. К примеру, «KFC» использует курицу-халяль, особенно это не афишируя.
Другие сделали такой шаг открыто. В прошлом году была шумиха вокруг новости о том, что «Dominoes Pizza» перепрофилировала один из своих ресторанов в Бирмингеме в халяльный. В прошлом месяце во Франции даже политики подняли переполох, когда бельгийско-французская сеть «Quick» (аналог «McDonald´s») сделала восемь своих филиалов халяльными.
Они возмутились: «Это же дискриминация! Одно дело, продавать халяльную еду, а другое – лишить немусульман свинины». Это не пустой аргумент. Ясное дело, что местные жители, которые хотят видеть в своих бургерах бекон, должны иметь такую возможность, так же как мусульмане должны иметь возможность покупать бургеры с халяльной говядиной или индейкой, вместо свинины.
Но добавление в меню пары халяльных блюд не сулит столько успеха, сколько полное обращение в халяль. Первый вариант может привлечь одного-двух покупателей, заинтересовавшихся индейкой в бургерах. Второй же привлечет целый сегмент общества, когда его члены узнают, что вся подающаяся еда соответствует их религиозным требованиям, не только в плане отсутствия свинины, но и в плане всего остального – т. е. ресторан внедрил у себя все процедуры для соответствия мусульманским нормам гигиены и этики на производстве.
И это действительно работает. Ходят слухи, что сеть «Quick» получила 30 % увеличения продаж в восьми ресторанах, обратившихся в халяль.
Основа здесь – сегментация. Для увеличения продаж целевая обработка конкретного сектора рынка – классическая методика. Когда потребители-мусульмане демонстрируют такую динамику, становясь все более обеспеченными и культурно заметными на потребительском рынке, актуальна реализация продуктов именно для них. Тогда как раньше это были просто мелкие мясные дельцы-частники, теперь все достаточно развито и прибыльно.
Что меня больше всего удивляет в халяльном бизнесе, так это то, насколько он расширился за пределы очевидного мясного сектора. Теперь есть халяльная косметика, халяльные витамины, халяльные финансовые продукты, отели и курорты. Халяль стремительно становится брендом. Вместо того, чтобы назвать отель «дружественным мусульманам» из-за отсутствия алкоголя в нем, его именуют теперь халяльным – словом, которое одно время применялось только по отношению к мясу и еде.
Халяльный бизнес становится все более изощренным и разнообразным. В Малайзии есть халяльные парки, характеризуемые малазийской компанией «Halal Industry Development» как «сообщества единиц бизнеса халяльной ориентации, основанные на совместном имуществе, где предоставляется соответствующая инфраструктура и сервисная поддержка».
Малайзия строит 20 таких парков. И в июне этого года Малайзия примет у себя 5 Всемирный форум халяля в Куала-Лумпуре. Один из ключевых вопросов, который будет там рассмотрен, – формирование международных стандартов халяля.
Превращение в халяль – новейшая массовая тенденция, и она определенно воодушевляет. Однако 90% мирового халяльного рынка контролируют транснациональные корпорации вроде «Nestle», «KFC» или «Carrefour». Халяльный «воз» движется очень быстро, но мусульмане им не управляют.
http://www.islam.ru