Хотя Техас, по некоторым оценкам, пятый штат по величине мусульманского населения в Соединенных Штатах, его публичная коллекция произведений искусства только недавно представила вниманию посетителей размах 14-го века Исламской истории.
Недавно росчерком пера - подписано комплексное соглашение, согласованное на несколько месяцев - Музей искусств Далласа станет долгосрочным хранителем одной из самых ценных частных коллекций Исламского искусства.
Коллекция Кейр, собиравшаяся в Британии на протяжении нескольких десятилетий Эдмундом де Унгером (Edmund de Unger), венгерским магнатом в области недвижимости, который умер в 2011 году, останется в Далласе минимум на 15 лет, начиная с мая этого года, в качестве необычного долгосрочного возобновляемого кредита, который даст Музею право направлять отдельныем части коллекции в другие учреждения и предоставлять объекты в широкий доступ для ученых. Соглашение мгновенно предоставит Далласу, где на данный момент находятся лишь несколько десятков Исламских произведений искусства, возможность иметь третью по значимости Исламскую коллекцию в стране, после музея Метрополитен в Нью-Йорке, а также Смитсоновских Фрир и Саклер Галерей в Вашингтоне.
С расширения 2011 года Исламских галерей в Метрополитан, долгосрочных размещений и приобретений значительных работ учреждениями, типа Музея изобразительных искусств, Хьюстон, и Музей искусств Кливленда, размеры Исламского искусства в Соединенных Штатах растут, создавая постоянную "угрозу" крупным коллекциям и историческим местам в районах Ближнего Востока. В конце января Музей Исламского искусства в Каире, один из самых крупных в мире, был сильно поврежден взрывом припаркованного грузовика, который уничтожил более 70 экспонатов.
Коллекция Кейр - названная в честь одного из домов недалеко от Лондона, где когда-то жил коллекционер – должна была оказаться в Музее Исламского искусства Берлина, куда мистер де Унгер одолжил несколько работ перед смертью. Но Сабиха Аль Хемир (Sabiha Al Khemir), высококлассный специалист в области Исламского искусства, которую наняли для консультирования Музея Далласа в 2012 году, помогла убедить агенство недвижимости де Унгера, управляемое двумя сыновьями коллекционера, что коллекции будет в Техасе, где музей сможет освободить столько места, чтобы представить взорам посетителей сразу несколько сотен работ одновременно. "Они действительно искали большую площадь для всей коллекции, и мы смогли предоставить им это", - сказал Максвелл Л. Андерсон (Maxwell L. Anderson), директор Музее Искусств Далласа.
Коллекция насчитывает порядка 2000 экспанатов, богатых ковров и текстиля, фарфора, рукописей и редкого эпохи Фатимидов горного хрусталя 10-го - 12-го веков. В то время, как коллекция была обстоятельно расписана по каталогам, это будет первый случай, когда широта ее будет видна за пределами особняка на юго-западе Лондона, где она хранилась. "Любопытный момент, о ней всем известно, но почти никто не видел и не изучал ее, -" говорит мисс Аль Хемир, основатель и бывший директор Музея Исламского искусства в Дохе, Катар.
Назвав Даллас "Tabula Rasa" для Исламского искусства, она сказала, "Для де Унгера это был вопрос о месте, где коллекция будет иметь значение".
Мисс Аль Хемир, которая встречалась с мистером де Унгером в его особняке, когда была молодым ученым, сказала, что он был личностью, чьи знания и страсть превратил его в защитника Исламской культуры. "Как правило, у меня возникают проблемы с коллекционерами - это по поводу накапЛивания", - сказала она. "Но у него были серьезные знания и настоящая радость от этих вещей. Можно было видеть блеск в его глазах, когда он смотрел на экспанаты".
Рэнди КЕННЕДИ.