— Ильдус Хабибрахманович, расскажите немного о себе.
— Я родился в Казани, в 1936 году. Окончил семь классов школы, затем авиационный техникум. Потом служил три года в армии. Оттуда — напрямую, без конкурса — попал в институт. По окончании института, в 1965 году, приехал в Зеленоград. Работал в НИИТТ сорок лет. На пенсии задумался о душе, задумался над религиозным началом. Поступил учиться в Университет Исламской цивилизации и окончил его. После этого в Зеленограде, мы вместе с бывшим имамом Оренбурга стали организовывать общество мусульман Зеленограда. Основными целями были: постройка мечети, организация мусульманского кладбища, организация Исламского обучения для желающих мусульман.
—Какую мечеть посещают мусульмане, живущие в Зеленограде?
— Рядом никакой нет. В Москве пять мечетей, одна закрыта (она на территории иранского посольства), четыре работают. Кстати, например, в Англии — 300 мечетей. Мы задумались о том, что в Зеленограде нужна мечеть, это — организующее начало, там можно и собираться, и учебу организовывать. И начали переговоры с руководством города. Но... не получилось. Но мы хотя бы продолжили работу над выделением мусульманского участка кладбища. Когда кладбище в Рожках только-только начинало функционировать, мы писали письма, и от общественности, и от организаций, но нам говорили, что нет места. Отказали, короче говоря. Вот у меня целая папка документов по этому вопросу...
— На каком основании отказывали? Возможно, для мусульманского кладбища нужны какие-то особые условия?
— Ну вот сказали, что рядом, мол, на Перепечинском кладбище, есть мусульманские ряды. Понимаете, почему отдельно надо — ритуалы. Вот сейчас в Рожках приходится хоронить среди крестов. У нас другие символы, совсем другие обряды. В христианской традиции — оплакивание, потом водка, закуска... А мусульман хоронят тихо, под чтение Корана, никакого шума. И никаких выпивок-закусок. Поэтому и хотелось бы отдельного участка. И потом, когда мусульманин задумывается об окончании своей жизни, он всегда хочет, чтобы его похоронили на мусульманском кладбище. Скольких я ни встречал — все говорят о мусульманском кладбище. Я считаю очень большим достижением нашего общества, что на новом кладбище в Алабушево выделен все-таки такой участок. Кладбище еще покойный Покровский проектировал, он и подсказал насчет участка. И мы через префекта Смирнова написали письмо, я проследил каждый этап прохождения этого письма до Покровского и «Зинвеста» — генерального заказчика строительства. А потом прослеживал, как идет строительство, чтобы нас опять не оставили в стороне. В общем, очень большое достижение, что у мусульман будет свое кладбище.
— Это большой участок кладбища?
— Небольшой, около 2,5 гектаров, но есть возможность увеличить его, если он быстро заполнится. Но, я думаю, этого вполне достаточно.
—Участок огорожен?
— Там проходит высоковольтная линия, которая и отделяет его от основного кладбища. И есть заборчик небольшой.
— Расскажите о деятельности вашего общества — вы где-то собираетесь, что-то обсуждаете, решаете свои проблемы?
— Вот христиане где собираются? В церкви. Просто приходят и молятся. И мы хотели, чтобы была мечеть, где можно было бы собираться. Но у нас этого нет. У нас есть только общество и инициативная группа. И мы решаем эти вопросы. Совершаем и различные ритуалы. В инициативной группе есть несколько человек, которые могут читать Коран, знают все обряды. Вот таким образом мы и живем. А какого-то списка или удостоверений в обществе, конечно же, нет.
— Сколько в Зеленограде мусульман, есть ли у вас такие данные?
— Знаете, я бы тоже это хотел узнать. Кто их считал? Вот была перепись населения, а ее результаты не публиковались. Я ждал, думал — может быть, узнаем, сколько мусульман в Зеленограде... Нет таких данных. Думаю, что в Зеленограде, наверное, каждый десятый — мусульманин. У нас, в обществе мусульман, в основном татары. Ислам же связан, хоть иногда и немного, с национальностью.
— Человек ведь может быть определенной национальности, в традициях которой та или иная религия, но не быть религиозным. В этом случае, не всякий татарин мусульманин.
— Конечно. Ислам не разделяет людей по национальностям, цвету кожи и так далее. В мечеть может идти любой человек. В мечети, например, проповедь идет сначала на арабском языке, потом на русском, затем на татарском. Татары часто слушают проповедь именно на русском, не зная татарского. Зачастую и мне, когда меня в Зеленограде приглашают на различные празднования и ритуалы, приходится говорить не на татарском, а на русском языке, потому что очень многие татары его просто не знают. Но сначала Коран читается на арабском языке, потом я перевожу. Ещё есть проблема в смешанных браках. Например, умирает пожилая мусульманка, она завещает похоронить ее по мусульманским обрядам. А муж христианин. Таких трудностей бывает — сколько угодно. И никто не знает обрядов. Сейчас истинных мусульман в Зеленограде очень мало. В мечеть ходят единицы, а вопрос — почему у нас тут нет мечети — задают многие.
— Вы говорили, что вашему обществу отказывали в строительстве мечети, а по какой причине?
— Понимаете, я целый день могу об этом говорить . Начали мы с письма, в котором просили выделить участок. Выделили один участок, около пожарной части в 14 микрорайоне. Потом руководство города послало в управу Крюково за разрешением, а там начали говорить, что надо собирать жителей, чтобы они не были против, и так далее. Потом, в конце концов, выделили место за «пожаркой», где нет домов. Там, за гаражами, была свалка старых автомобилей, довольно заброшенное место. Но деваться некуда было, и я согласился. После этого оформляли все нужные документы. Я и проект привез, и кадастровую справку оформил. Ну а потом покойному Покровскому писали письмо... Когда я привез из Казани проект, он сказал, что такое красивое здание нельзя туда, на задворки, что у него есть резервные места и что он решит этот вопрос с руководством города. Я даже прослезился, что нашел единомышленника. Зайди, говорит, через неделю, я сам буду говорить с руководством города. Через неделю зашел, через две — «нет», «нет»... Потом, в конце концов, он признался мне (говорит, я пожилой человек, мне бояться нечего), что ему сказали — не лезь в это дело. Я все понял.
— Вы сказали, что только единицы из Зеленограда ездят в московские мечети. В православии есть такое «бытовое христианство», когда человек называет себя православным, но в церковь ходит редко, по заповедям не живёт, посты особо не соблюдает и так далее. Подобное наблюдается и у мусульман?
Мусульманин пять раз в день совершает намаз! Пять раз молится! А перед этим омывается, перед этим — переодевается, и так далее. Но тех, кто строго соблюдал бы обряды — очень мало. Его родители и предки были мусульманами, поэтому и он себя таковым считает. Повторюсь, из Зеленограда в мечеть ездят молиться единицы, но считают себя мусульманами очень многие.
— Вы специально выучили арабский, чтобы читать и переводить Коран?
— Да, в Университете Исламской цивилизации; он был открыт в перестроечные годы. Вообще, это светский университет. Я учился там три года. Арабский... конечно, не так, чтобы очень, но переводить Коран я могу. И читать, конечно, определенные суры Корана. В университете были очень интересные предметы: Коран, тафсиры, история религий, история татарского народа (там в основном татары были), арабский язык. Даже такой предмет был, как музыка Ислама, вели преподаватели Гнесинского института.
— Вы — имам; что входит в ваши обязанности?
— У меня с собой есть Устав, там обязанностей прописано очень много.
— Если вкратце?
— Вкратце... Как справляют мусульмане праздники? Собирают родственников, приглашают имама, и он читает Коран. И так же поминают умерших — 7 дней, 40 дней, год. Есть мусульмане, которые ежегодно поминают вот таким образом, собравшись за чтением Корана. Какие еще обязанности — как я уже говорил, мои задачи — учеба, мечеть и кладбище. Занимался этим, очень много времени ушло. 5–6 лет я мечетью занимался, пока в конце концов не понял, что если на Луне соберусь ее строить, и там строить не дадут. Поэтому это дело пока остановилось, хотя я слышал, будто Лужков обещал, что в каждом из московских районов будет мечеть. Когда я был в Казани, там мне сказали, что мэр такую фразу произнес, уж не знаю, насколько это правда. Если все же правда, то, наверное, наше руководство задумается об этом, поступит команда и так далее. И отношение будет совсем другим. Я понял, что бьюсь, как рыба об лед, и прекратил это дело.
— Вы знакомы с зеленоградскими православными священниками?
— Нет, не знаком.
— Вы не общаетесь друг с другом?
— Просто не приходилось. Они на контакт тоже не шли.
А об Исламе можно говорить много. Ислам — он очень характерный, в его основе — чистота. И татары—мусульмане в первую очередь придерживаются именно этого. Чистота тела, одежды, жилища, чистота мыслей и поведения, и так далее. Если он пять раз молится — он пять раз и омывается. А омывание — специальный ритуал, это не значит просто помыться. Есть определённый ритуал, когда омывают покойника; потом заворачивают в безупречно чистый материал. Чистота очень важна у мусульман, она ставится на первое место. Когда мусульманин идет в мечеть — он обязательно берет с собой пару чистых носков. В мечети есть специальное помещение для омовения (оно называется «тахара»), там человек совершает определенные действия: моет ноги, надевает свежие носки, и в мечеть входит не в обуви.
Но самое главное — все мусульмане равны перед Аллаhом. Нет богатых, бедных, больных, здоровых, сильных, слабых... Все — совершенно одинаковы. Этим Ислам отличается от других религий. Даже во время похорон всех обмывают одинаково. В отличие от христиан, где одного — по одному разряду, другого — по другому.
— Каково отношение в Исламе к женщине? По этому поводу тоже разное говорят.
— Очень уважительное. Как можно к женщине плохо относиться? Ведь женщина — это и мать, и хозяйка... И отношение такое, как к хозяйке, к любимой, к матери детей.
— Спрошу иначе — много ли ограничений на неё накладывается Исламом?
— Ограничения — только те, которые характерны для женщины. Когда я учился, то спрашивал преподавателя, араба из Мекки, почему мужчины и женщины не могут молиться вместе? Знаете, как он ответил, — он сказал, что если мужчина и женщина останутся в одной комнате, то немедленно появится и третий — шайтан. Вот поэтому, чтобы помыслов никаких не было, чтобы думали только о Всевышнем и только молились, их разделяют. И учеба у нас была тоже раздельная, у женщин и мужчин были отдельные аудитории. Есть особенности преподавания для женщин и мужчин.
— Понятно. У мусульман, как правило, большие семьи?
— Я бы сказал, что сейчас в этом смысле нет особой разницы между христианами и мусульманами. Сейчас в семьях больше собак воспитывают, чем детей. Хоть у мусульман собаки не поощряются, в доме их держать нельзя.
— Что ж, спасибо за интересную беседу.
http://www.zelenograd.ru