Заголовок страницы

О моде вообще и моде мусульманской в частности

 

Уважаемые читательницы, сегодня вашему вниманию предоставлено интервью с представительницами мусульманского сообщества г. Уфы, активно занимающимися модельным бизнесом, который смело можно именовать, "халяльной модой", их взгляд историю развития этого явления и история прихода в Ислам самих героинь Риммы Байтимировой и Оксаны Ямуровой.

- Расскажите, как Вы начали свой путь и почему решили заняться именно этим делом?  Сами хиджаб носите?

-  Я родилась в городе Медногорск Оренбургской области, в семье обычных рабочих. В шесть лет пошла в школу и уже тогда поняла свое призвание, шить куклам было моим самым любимым занятием, уже в этом возрасте я создала свои первые коллекции одежды для кукол. В 2000 году я с отличием закончила ПТУ № 36 по профессии портной-закройщик и поступила в УГАЭС на факультет технологии и дизайна одежды, по специальности проектирование текстильных изделий. 

В 2005 году мое внутреннее мировоззрение, личное понимание жизни, по наставлению близкого друга и, конечно, по воле Творца поменялось, я решила принять Ислам. И уже тогда мой внутренний настрой и новый путь в жизни полностью отразились на творческой деятельности. Я создала первую мусульманскую коллекцию одежды под названием «Правило галопа», где женский костюм был выполнен по норме покрытия женщины в соответствии с шариатом. 

Я вышла замуж за того, кто меня наставлял на путь Творца. Тогда я решилась на важный и ответственный шаг - надеть хиджаб в день никаха. Именно с этого дня начинается мой профессиональный путь по созданию мусульманской одежды, которой в эти годы не было вообще. Я стала разрабатывать эскизы мусульманской одежды, принимала индивидуальные заказы по пошиву.

- Сейчас халяльный бизнес очень хорошо развивается в России, особенно в Татарстане, Башкортостане, Чечне, Дагестане. В Грозном, например, есть целый дом мусульманской моды. А как обстоят дела у нас в республике, на каком уровне халяльный бизнес находится в Уфе?

- С 2005 года мусульманская одежда была никакая или ее вообще не было. Приходили мусульманки и им я шила длинную одежду в пол, магазинов и бутиков, где бы продавали мусульманскую одежду не было ни в Уфе, ни в других городах России -  что уж там говорить о ее дизайне. Постепенно мусульманок становилось больше, и, соответственно, начался спрос на одежду. В 2006 году начали завозить мусульманскую одежду из Турции и ОАЭ.

Конечно, по территориальному признаку арабская одежда была не совсем функциональна. У нас холодно девять месяцев в году, поэтому наряды  постепенно начали отшивать на территории России наши мусульманки. Так параллельно в Казани, в Москве и  в Уфе организовался  ряд мусульманских брендов.

Я так же шила на заказ одежду, выступала на показах как на мусульманских, так и на светских. Никогда не забуду, как мы под курай  Азата Биксурина в Башдрамтеатре впервые показали наряд для никаха. Народ сначала не понял, что это, но потом стали фотографировать, и закончилось это аплодисментами. Эмоции переполняли всех!

Так начался спрос на одежду для никаха и, думаю, именно с того времени многие светские девушки начали совершать обряд никаха в мечетях. У нас в Уфе началось развитие индустрии нарядов для никаха, позже в Казани, а потом и в Москве. С уверенностью могу сказать, что даже сегодня Уфа находится на первом месте по развитию нарядов для никаха. Даже москвички часто у нас покупают наряд. Сегодня наша компания Мирраль занимает одно из первых мест по проектированию, производству и продаж нарядов для никаха по всей России. Также не последнее место занимает Турция, Индонезия, Казахстан и Чечня.

 Дизайн наряда для никаха прошел долгий и очень важный процесс. Сначала я его разрабатывала более праздничным и нарядным предметом гардероба, то есть его можно было надеть практически на один день. Но понимая, что в основном его берут светские девушки, я стала разрабатывать более повседневное, чтобы можно было достойно выглядеть в день никаха перед родственниками и перед Творцом, и чтобы можно было наряд надеть потом на любой праздник. 

Для соблюдающих мусульманок я разрабатывала линию дорогих и нарядных платьев для никаха. Эту тему мы так и поддерживаем, и продолжаем в этом стиле работать. Сегодня мы продаем многим городам России наряды для никаха: Москва, Казань, Пермь, Крым, а также за рубеж – в Казахстан, Эстонию, Германию, Иорданию.

Повседневная одежда тоже прошла свой этап эволюции от более простого покроя к более сложному. Этот процесс происходил в период с 2005 по 2016 г. Я стала использовать более интересные модели и ткани, сочетать разные цвета. Усложнились конструкция, дизайн и стилевое решение. Все стало более стильным и интересным с дизайнерской точки зрения. Сегодня я являюсь экспертом мусульманской одежды при БГПУ и ведущим дизайнером в Уфе и по России.

Даже историк моды Вячеслав Васильев говорит, что мусульманская одежда - самая быстро развивающаяся индустрия. Я думаю, развитие именно мусульманской одежды дало толчок к росту всего халяльного бизнеса: ресторанов, турфирм, телевидения, ювелирной индустрии, показу мод, еды и т.д. И главное, что это все происходило при мне, на моих глазах.  

- Вы участвуете в каких-нибудь показах, мастер-классах?

- Могу сказать, что срабатывает сарафанное радио, многие девушки приходят и с удовольствием заказывают, и шьют себе одежду.

В 2007 году коллекция «Наряды для никаха» была показана в башкирском конкурсе «ХЫЛЫУКАЙ-2007». Те девушки, которые надевали и показывали на сцене наряды для никаха, были очарованы новым подходом к современному платью. В 2008 году у меня родился сын, который дал мне второе дыхание и еще больше вдохновил меня на создание одежды.

В 2009 году в Казани прошел I Международный конкурс дизайна мусульманской одежды «Islamic Clothes», где я участвовала с коллекцией «Шелковый бриз». И это было только начало! 

В 2011 в Конгресс холле прошло первое мероприятие под названием «Ислам. Молодежь. Будущее». На этом мероприятии я показала коллекцию «Город лиловых грез». Коллекция была создана для современных мусульманок, живущих в городской суете. 

И уже в 2012 году я создала компанию «MIRRAL» по массовому пошиву мусульманской одежды, повседневных платьев и нарядов для никаха. В этом же году я еще раз участвовала в башкирском конкурсе «ХЫЛЫУКАЙ-2012». Там я узнала, что многие девушки-модели, которых я раньше знала, через Исламскую одежду приняли Истину Творца, стали практикующими мусульманками. Значит, работа создавать мусульманскую одежду принесла пользу обществу, женщинам и все это не зря!

Кроме крупных показов мод, я участвую в городских мероприятиях, на празднике Ураза-Байрам, в конкурсе чтецов Корана и Халяль-маркете.

О своей работе рассказала и другой уфимский модельер, владелица известной линии мусульманской одежды для женщин «Samiya» Оксана Ямурова.

- Трудно ли было организовать такой бизнес и открыть свой магазин? С какими проблемами Вы столкнулись?

- Конечно, все получилось не сразу, были определенные трудности, но мы с ними справились. Нужно быть настойчивой, никогда не опускать руки и быть профессионалом своего дела.

- Ваша коллега Римма Байтимирова считает, что мусульманский бизнес в Башкирии развит очень хорошо. Вы думаете также?

- Да, но я считаю, что нам нужно еще расти и расти. В других странах свой менталитет, свои устои, у нас свои. Поэтому сравнивать Уфу с другими городами и регионами я бы не стала.

- Почему Вы выбрали именно такое название – Samiya?

- Когда я открывала свой магазин, у меня родилась дочь Самийя, это имя переводится как «возвышенная». И когда мы искали название для своего магазина, остановили свой выбор на этом имени – более красивого мы не нашли. Так что назвали свою одежду в честь дочери.

- Вы участвуете в каких-нибудь показах?

- Мы принимаем участие во многих праздниках и конкурсах. Специально для конкурса красоты «Хылыукай» мы выпустили специальную коллекцию. Также приняли участие в конкурсе «Мисс Муслима» и в «Халяль Экспо», который прошел этим летом в Москве.

- Как поменялась мусульманская мода за последние несколько лет?

- Достаточно долгое время женщины не одевались подобающим образом. Лет 70 люди так сильно не верили  и не почитали  Аллаhа. Потом это поколение выросло, Ислам вернулся, и понадобилась соответствующая одежда, а ее не было. Она завозилась из других стран. Но у них там свой климат и менталитет. Спустя время у нас в Башкирии стали заниматься этим. По шариату у женщины должны быть открыты только овал лица и кисти рук, а остальное закрыто. Но я должны следить за тенденциями, менять крой, лекало, карманы, вырезы, горловины и так далее. Когда женщины только приходят в Ислам, то им тяжело сразу надевать балахонистые вещи, и они носят немного обтягивающие. Потом со временем привыкают носить свободный крой.

- Для мужчин одежду тоже шьете?

- Да, раньше шили только на заказ, сейчас мы запускаем новую линию одежды для продажи в магазинах. Там будут наряды как для повседневной носки, так и для никаха.

- Большой спрос у Вас на наряды?

- Да, спрос есть.

- Ваши клиенты только уфимки или из других регионов также приезжают?

- Приезжают из Уфы и маленьких городов Башкирии и Татарии, а также из Оренбургской, Челябинской областей, из Сызрани. Берут как поштучно, так и мелким оптом.

- Как Вы придумываете свои наряды? Где берете идеи и вдохновение?

- Я люблю смотреть показы моды, но брать идеи могу только из своей головы. Чтобы придумать наряд, я уединяюсь, гуляю по парку, лесу, городским улицам. Поэтому вдохновляет на творчество меня природа и красивые ткани, на которые я смотрю и представляю будущие наряды.

 

Фото и текст с сайта http://proufu.ru

 

 

 

Похожие статьи

Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent