Заголовок страницы

2011 – Год Космонавтики (Космонавтика: вчера, сегодня, завтра)

2011 – Год Космонавтики (Космонавтика: вчера, сегодня, завтра)Начался Год космонавтики. Весь 2011 год пройдет под знаком Юрия Гагарина. Полвека назад именно он, парень из российской глубинки, открыл человечеству новую дорогу. Дорогу в космос. 108 минут. Один виток вокруг планеты на корабле «Восток» дал вектор развитию науки и техники во всем мире и возникновению совершенно новой профессии. За 50 лет увидеть Землю через иллюминатор космического корабля смогли почти 500 космонавтов и астронавтов, среди них наш земляк – Михаил Владиславович Тюрин.

Сегодня на орбите гагаринского корабля «Восток» на высоте 300 километров летает Международная космическая станция (МКС). Огромный орбитальный комплекс размером с футбольное поле, которым управляют из подмосковного Королева. Впереди у специалистов Роскосмоса немало работы. Юбилейный год отметят запуском 50 космических аппаратов. Осенью к спутнику Марса, Фобосу, полетит межпланетный аппарат «Фобос-грунт». Этого события ученые ждут с нетерпением. Ведь главная задача автоматической станции - не просто долететь до спутника, а взять образцы грунта и доставить их на Землю.
Важным станет и запуск первой российской ракеты «Союз-СТ» с космодрома во Французской Гвиане. В этом юбилейном году начнется и полномасштабное строительство космодрома «Восточный» в Амурской области.

Знаковым событием российской космонавтики в 2011 году будет запуск пилотируемого корабля «Союз ТМА-21», названного в честь первого космонавта планеты – «Гагарин».

Луций Анней Сенека - мудрец и воспитатель малолетнего Нерона - сказал однажды, что если бы на Земле было только одно место, откуда можно наблюдать звезды, к нему непрерывно со всех концов стекались бы люди. Сколько веков прошло, как умер философ, а психология человеческая не изменилась: и сейчас люди шли бы непрерывной чередой к этому месту. Потому что человек не может не видеть звезд.

Человек не мог не открыть Америки - и в море ушли каравеллы Христофора Колумба, не мог не убедиться, что Земля - шар,- и невиданным своим упорством пробил дорогу в Великий океан Фернандо Магеллан. Человек не мог не научиться летать выше облаков и опускаться в океанские пучины. «Восток» мог вместить множество приборов и датчиков, но в кресло «Востока» сел Гагарин - Человек.

2011 – Год Космонавтики (Космонавтика: вчера, сегодня, завтра)Началом космической эры считают 4 октября 1957 года, дату запуска первого в мире советского искусственного спутника Земли.

Мысли и мечты о полетах в космос, о непосредственном посещении человеком других небесных тел встречаются уже в трудах древнегреческих мыслителей. В начале нашей эры в Китае были изобретены порох и созданы первые реактивные устройства - ракеты, применявшиеся для подачи сигналов, праздничных фейерверков и лишь отчасти на войне (пугать конницу противника). Известно имя первого изобретателя реактивного летательного аппарата, крупного ученого и первого летчика-испытателя Ван Гу, совершившего в начале XVI века первую, закончившуюся катастрофой попытку пилотируемого ракетного полета. Аппарат Ван Гу представлял собой два соединенных фермой коробчатых воздушных змея с пилотским креслом посередине и 47 пороховыми ракетными двигателями на твердом топливе (РДТТ). Сохранились полулегендарные сведения о «виманах» - древнеиндийских летательных аппаратах, рабочим телом которых служила ртуть.

В 90-х годах прошлого века безвестный тогда калужский учитель физики и математики Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935 гг.) и незаслуженно забытый ныне физик князь И. В. Мещерский (1859-1935 гг.), заложили основы современной ракетной техники и космонавтики. В 1921 году Ф.А. Цандлер (1887-1933 гг.), крупный советский ученый и изобретатель, теоретически исследовал различные вопросы устройства ракетных двигателей (РД), космических кораблей и полетов (его работы легли в основу советских и американских «лунных» проектов 60-х годов), пропагандировал и популяризировал идею космических полетов. В 30-е годы под руководством ученых С.П. Королева, В.П. Глушко, М.К. Тихонравова в Реактивном НИИ были созданы образцы мирной и боевой ракетной техники. Наиболее известными являются реактивные установки залпового огня «Катюша» (БМ-13), авиационные реактивные двигатели и ускорители, крылатые ракеты и ракетопланы, исследовательские ракеты с жидким ракетным двигателем (ЖРД). К сожалению, почти все ученые РНИИ пострадали в конце 30-х годов от сталинских репрессий, многие из них погибли. Это явилось главной причиной того, что многие из разработанных образцов советской реактивной техники (реактивный истребитель, противотанковые ракеты и т.д.) не успели появиться на фронтах Великой Отечественной войны.

Широкое применение реактивной техники во время второй мировой войны побудило многие страны формировать работы по ракетной технике. Создание атомного оружия поставило перед военными и учеными задачу создания надежных средств его доставки к цели. Появилось стремление использовать ракеты в мирных целях: для исследования верхних слоев атмосферы, космических лучей и т.д. К концу 50-х годов Советский Союз располагал 3 космодромами: Байконур в Казахстане, Капустин Яр в Поволжье и Плесецк на севере России. В США космодром располагался на мысе Канаверал во Флориде (позднее часть запусков осуществлялась с базы ВВС Вандерберг).

Ведущими ракетными конструкторами в Советском Союзе стали С.П. Королев, В.П. Глушко, В.Н. Челомей. Ведущим ракетным конструктором США стал бывший штурмбаннфюрер СС, создатель баллистических ракет А-4 («Фау-2») Вернер фон Браун, вывезенный американскими спецслужбами из Германии после окончания войны.

4 октября 1957 года двухступенчатая РН «Спутник» - мирный вариант первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, совершившей первый успешный полет 21 августа 1957 года (стартовая масса 267 т, тяга РД I ступени 3904000 Н, РД II ступени - 912000 Н; топливо - керосин и жидкий кислород) - впервые в истории вывела на околоземную орбиту с апогеем 947 км искусственный спутник ПС-1 («простейший спутник») массой 83,6 кг. В его герметичном 58-см шарообразном корпусе помещался радиопередатчик и некоторые приборы. Передавая радиосигналы, ПС-1 за 92 суток 1400 раз облетел вокруг Земли, пролетев расстояние свыше 60 миллионов километров. Запуск первого в мире ИСЗ стал эпохальным событием.

2011 – Год Космонавтики (Космонавтика: вчера, сегодня, завтра)Первая в мире автоматическая межпланетная станция (АМС) «Луна-1» - «Мечта», была запущена 2 января 1959 г. Она впервые развила II космическую скорость, прошла в 6000 км от Луны и стала первым искусственным планетным телом Солнечной системы. «Луна-3» (4.10.1959 г.) впервые сфотографировала невидимую с Земли сторону Луны - так на карте Луны появились море Москвы, море Мечты, кратер Циолковский и другие русские названия и имена.

Почти одновременно с исследованиями Луны советские АМС начали исследования Венеры и Марса: 12.02.1961 г. была запущена АМС «Венера-1» (643 кг); 1.11.1962 г. - АМС «Марс-1» (893,5 кг). Спускаемый аппарат АМС «Венера-3» 1.03.1966 г. совершил посадку на поверхность Венеры. В 1962 году к изучению Венеры присоединились американцы (АМС «Маринер-2»).

12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут стартовавшая с космодрома Байконур трехступенчатая ракета-носитель «Восток» вывела на орбиту космический корабль «Восток-1» массой 4725 кг с первым космонавтом Земли Юрием Алексеевичем Гагариным. Во время полета Ю.А. Гагарин проводил научные исследования, наблюдал Землю с высоты 328 км. Совершив виток вокруг Земли, «Восток-1» совершил благополучную посадку... Это был триумф России и всего человечества!

Что было после 12 апреля 1961 года, вы знаете. Был суточный полет Германа Титова, был первый групповой полет двух кораблей, Валентина Терешкова доказала, что космос покоряется не только мужчинам.

После полетов Алана Шепарда и Вирджила Гриссома на ракетах по баллистической кривой, в феврале 1962 года Джон Гленн открыл список американских астронавтов.

В октябре 1964 года родился первый космический экипаж. В многоместном «Восходе» на орбиту вышли летчик Владимир Комаров, ученый Константин Феоктистов и врач Борис Егоров.

Модернизированный «Восход-2» позволил совершить принципиально новый шаг в освоении околоземного пространства. Алексей Леонов покинул на время своего командира Павла Беляева и вышел в открытый космос. Через три месяца Эдвард Уайт на «Джемини. повторил дерзкий эксперимент Леонова.

Американцы Фрэнк Борман, Джеймс Ловелл и Уильям Лидере впервые облетели вокруг Луны. Они были первыми людьми, которые увидели, что Земля действительно шар. Продолжая эту программу, Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин, оставив на орбите спутника Луны своего товарища Майкла Коллинза, высадились на Луну и предприняли первое лунное путешествие. Это историческое событие совершилось 21 июля 1969 года. Вслед за тем состоялось еще пять успешных экспедиций в разных районах видимой части Луны.

Все эти же годы Советский Союз выполнял свою программу изучения Луны с помощью автоматических станций. Одни из них просто докладывали о своих исследованиях по радио, другие трудились на орбитах лунного спутника, третьи — доставили на Землю образцы лунного грунта. Многомесячные путешествия по Луне совершили два советских лунохода. 17 ноября 1970 г. к научной работе на поверхности Луны приступил управляемый с Земли самоходный аппарат «Луноход-1». Он провел в течение 300 суток подробные научные исследования лунной поверхности на расстоянии свыше 10,5 км. 8 января 1973 г. приступил к работе «Луноход-2», прошедший 37 км. Им были проведены многочисленные эксперименты, получено свыше 20000 фотографий.

Разнообразные автоматические аппараты продолжали разгадывать тайны Венеры, Марса, Юпитера, Меркурия и... Земли. Да, у Земли оказалось много неразгаданных тайн. Спутники изучали механизмы погоды, океанские течения, горные структуры. Все настойчивее вторгались они в нашу земную жизнь: осуществляли дальнюю радиосвязь, ретранслировали телепередачи, давали метеосводки, выявляли полезные ископаемые, предупреждали о тайфунах и наводнениях, контролировали состояние урожаев, помогали навигаторам в воздухе и в океане.

Похожие статьи