Заголовок страницы

Сохранение достоверной Сунны

Сохранение достоверной Сунны
Составление первых сводов


На протяжении первого столетия хиджры мусульманские ученые не занимались составлением фундаментальных сводов хадисов. Наибольшее внимание уделялось изучению и преподаванию Корана. Взрослые и дети, мужчины и женщины, правители и подчиненные знали Коран наизусть или большую его часть. Причины, которая удерживала праведных халифов от составления сводов хадисов, больше не существовало. Опасности искажения или забвения Корана не было, и ни одна буква в нем не вызывала сомнений у верующих. Перед учеными встала иная задача — сохранить священное наследие Пророка (мир ему). Уход из жизни сподвижников и многих их учеников, а также попытки фальсификаторов исказить Сунну указывали на необходимость ее кодификации.

Решение по этому поводу было принято омейядским халифом Умаром бин Абд-аль-Азизом. Он приказал губернатору Медины Абу Бакру бин Мухаммаду составить сборник хадисов о высказываниях и поступках Пророка (мир ему). Работа была выполнена выдающимся богословом того периода Мухаммадом бин Муслимом бин Шихабом аз-Зухри, но халиф так и не успел ознакомиться с ней при жизни. Этот сборник сильно отличался от последующих работ мусульманских ученых. Хадисы в нем не были систематизированы ни по тематике, ни по именам рассказчиков. Они чередовались с высказываниями и фетвами сподвижников, а также их учеников. Так была открыта новая страница в истории письменной фиксации Сунны.

Во II веке хиджры мусульманские ученые приложили много усилий для составления сводов хадисов. Этим занимались авторитетные имамы во всех уголках исламского мира: Ибн Джурейдж — в Мекке, Малик и Ибн Исхак — в Медине, Сайд бин Абу Аруба, Хаммад бин Саляма и ар-Раби бин Субейх — в Басре, Суфьян ас-Саури — в Куфе, Абу Амр аль-Аузаи — в Шаме, Абдаллах бин аль-Мубарак — в Хорасане, Муаммар — в Йемене.

Большинство сборников, появившихся в тот период, были систематизированы и состояли из глав, посвященных различным темам. Обычно они назывались «Мусаннаф», «Джами» или «Муватта». Эти названия подчеркивали, что хадисы в сборниках были сгруппированы по главам согласно тематике. В них включались предания, касающиеся основ вероучения, правил отправления обрядов, взаимоотношений между людьми, жизни Пророка Мухаммада (мир ему) и предыдущих посланников, достоинств сподвижников.

Наиболее известными сводами той поры были «Муватта» имама Малика бин Анаса, «Мусаннаф» Абд-ар-Раззака бин Хаммама ас-Санани, «Мусаннаф» Абу Бакра бин Абу Шейбы. Сборник имама Малика — самый ранний из тех, что дошел до наших дней. В нем собрано 1726 преданий, из которых 600 восходят к Пророку Мухаммаду (мир ему).

«Золотой век» хадисоведения


В III веке хиджры наука о хадисах получила бурное развитие. Ученые много разъезжали по свету, обмениваясь накопленными знаниями. Появились первые сборники, включающие в себя только хадисы Пророка (мир ему), без высказываний сподвижников и их учеников. Многие работы того периода назывались «Муснад», потому что хадисы в них систематизировались по именам сподвижников и рассказчиков, независимо от их тематики. Широкую известность получили «Муснады» Исхака бин Рахавейха, ад-Дарими, Ахмада аль-Баззара, аль-Хариса бин Абу Усамы. Наряду с достоверными сообщениями, в них включались и выдуманные рассказы. Целью составителей было зафиксировать существование хадиса и указать на степень его надежности, доподлинно передав иснад.

Наряду с составлением сборников развилась наука отвода и подтверждения (ильм аль-джарх ва-т-таадиль), занимавшаяся сбором сведений об ученых и рассказчиках, дававшая оценку их познаниям, способностям и нравственным качествам. Поначалу критике подвергались лишь некоторые рассказчики и иснады, но со временем появились многотомные труды, описывающие деятельность ненадежных рассказчиков и выявляющие недостатки в иснадах. Самым выдающимся хадисоведом первой половины третьего столетия хиджры был Ахмад бин Ханбал аш-Шейбани. Начальное образование он получил в родном городе Багдаде, после чего продолжил обучение в Шаме, Хиджазе и Йемене. Одним из его учителей был имам Мухаммад бин Идрис аш-Шафии, а его ученики составили целую плеяду известных хадисоведов. По словам Абу Зуры ар-Рази, имам Ахмад знал наизусть около миллиона хадисов. Его сборник «Муснад» включает около 28 тысяч хадисов, рассказанных со слов 904 сподвижников.

Вслед за этим трудом знатоками хадисов были составлены «шесть сводов» (аль-кутуб ас-ситта), приобретших наибольшую известность в мусульманском мире.

1. «Аль-джами ас-сахих» Мухаммада бин Исмаила аль-Бухари.

Он считается самым надежным источником о Сунне Пророка (мир ему). В него вошли только достоверные хадисы, относящиеся к самым разным областям религиозных знаний, от истории ислама до правоведения. Сборник состоит из 7563 хадиса (без повторов — около четырех тысяч), а также многочисленных преданий, приведенных без иснада. Имам аль-Бухари говорил: «Я включил в свой сборник только достоверные хадисы, хотя я знаю наизусть сто тысяч достоверных и двести тысяч недостоверных хадисов».

2. «Аль-джами ас-сахих» Муслима бин аль-Хаджжаджа ан-Нишапури.

Это второй по надежности сборник хадисов. В него вошло около двенадцати тысяч преданий (без повторов — 3033 хадиса). Все они распределены по тематическим разделам, причем повторяющиеся сообщения, в отличие от сборника аль-Бухари, приводятся вместе, что облегчает сопоставление их друг с другом.

3. «Сунан» Абу Давуда ас-Сиджистани.

В нем собрано 5274 сообщения, касающиеся основных вопросов мусульманского права. Среди них есть не только хадисы Пророка (мир ему), но и высказывания сподвижников и их учеников.

4. «Аль-джами ас-сахих» Мухаммада бин Исы ат-Тирмизи.

В него вошло 3956 хадисов, посвященных различным разделам мусульманского права. Сборники такого содержания обычно именовались «Сунан», поэтому данный труд больше известен как «Сунан» ат-Тирмизи.

5. «Сунан» Ахмадабин Шуайбан-Насаи включает 5758 хадисов. Этот свод считается самым достоверным после сборников аль-Бухари и Муслима.

6. «Сунан» Мухаммада бин Язида, известного как Ибн Маджа. В нем собран 4341 хадис, среди которых немало слабых и неприемлемых сообщений. По своей надежности данный труд не может сравниться с предыдущими сборниками, однако он приобрел большую популярность наряду с ними.

Третий век хиджры — расцвет хадисоведения


Сохранение достоверной СунныСунна была кодифицирована и сохранена для последующих поколений. Авторитет богословов, осуществлявших эту миссию, не ставили под сомнение ни их современники, ни последующие поколения ученых. Они отличались правдивостью и прочими нравственными добродетелями, а также феноменальной памятью, внимательностью и точностью при передаче хадисов.

На следующем этапе ученые практически не занимались составлением фундаментальных сводов. Они ограничивались изучением, проверкой и систематизацией собранного материала, и лишь некоторые хадисоведы дополняли уже имеющиеся сборники, руководствуясь принципами исследования их составителей. Период устной передачи хадисов близился к концу — наступала эра исследования Сунны.

В IV—VII веках хиджры большинство ученых посвящали свои исследования проблемам мусульманского права. Тем не менее наука о хадисах получила свое дальнейшее развитие в трудах Мухаммада бин Абдаллаха аль-Хакима, Ахмада бин Абдаллаха Абу Нуайма, Ахмада бин аль-Хусейна аль-Бейхаки и других исследователей.

Аль-Хаким в своем «Мустадраке» собрал хадисы, не вошедшие в сборники аль-Бухари и Муслима, но соответствующие тем требованиям, которые они предъявляли к достоверным хадисам. Абу Нуайм в «Мустахрадже» собрал хадисы, вошедшие в сборники аль-Бухари и Муслима, дополнив их своими иснадами, отличающимися от иснадов этих ученых.

Наряду с такими трудами появились специальные трактаты, посвященные терминологии хадисов. Сочинение «Аль-мухаддис аль-фасиль» кади аль-Хасана бин Абд-ар-Рахмана ар-Рамахурмузи стало одним из первых трудов на эту тему. Ввиду его небольшого объема в нем не освещены многие тонкости науки о хадисах и приведена лишь краткая классификация хадисов.

Одним из лучших трудов по терминологии хадисов признано сочинение «Улюм аль-хадис» Усмана бин Абд-ар-Рахмана аш-Шахразури, больше известного как Ибн ас-Салах. Он собрал мнения своих предшественников по различным вопросам хадисоведения, дал им свою оценку, сформулировал общие принципы данной науки. Впоследствии исследователи не только обращались к его труду, но и писали к нему комментарии и даже перекладывали его на стихи. Краткое изложение трактата Ибн ас-Салаха приводится, в частности, в работе «Иршад» Яхьи ан-Навави, а также в стихотворном произведении «Ат-табсира ва-т-тазкира» Абд-ар-Рахима аль-Ираки, состоящем из тысячи бейтов.

В более поздний период ученые принялись объединять основные своды хадисов в одно сочинение. Так появились многотомные труды «Джами аль-усуль» аль-Мубарака аш-Шейбани, известного как Ибн аль-Асир, «Мишкат аль-масабих» аль-Хатыба ат-Табризи (XIV век), «Аль-джами аль-кабир» Джалял-ад-дина ас-Суюти.

Некоторые исследователи составляли сборники хадисов, касающихся различных вопросов мусульманского права. Среди них можно выделить трактаты «Умдат аль-ахкам» Абд-аль-Гани аль-Макдаси, «Булюг аль-марам» Ахмада бин Али аль-Аскалани, известного как Ибн Хаджар, «Мунтака аль-ахбар» Абд-ас-Саляма аль-Харани. Комментарии к таким сборникам считаются одними из основных сочинений по мусульманскому праву.

Хадисоведение на современном этапе


Наука о хадисах до сих пор остается одной из важнейших шариатских дисциплин. Несмотря на столетия, отделяющие нас от эпохи Пророка Мухаммада (мир ему), эта наука постоянно развивается, и время ставит перед учеными новые задачи. В прежние времена фундаментальные труды по экзегетике, хадисоведению и правоведению были предметом внимания ученых, которые тщательно их изучали. Поэтому при цитировании хадисов многие авторы ограничивались упоминанием иснада, не давая оценку его достоверности. Богословы прекрасно разбирались в особенностях иснадов и биографиях рассказчиков и для них не составляло труда самостоятельно установить достоверность или слабость хадиса. Кроме того, многие труды переписывались учениками под чутким руководством шейхов, которые по ходу работы давали ценные разъяснения и указания. В настоящее время широкое развитие полиграфии сделало фундаментальные трактаты достоянием широкой общественности, и возникла необходимость в комментариях ученых относительно степени надежности встречающихся в них хадисов.

В связи с этим современные ученые исследуют своды хадисов, которые не были подвергнуты тщательному анализу на предыдущих этапах, и комментируют трактаты по экзегетике, правоведению и истории, чтобы сделать их более доступными для широкого круга читателей. Исследования в области хадисоведения создают основу для дальнейшего развития остальных шариатских наук, помогают уберечь мусульманское вероучение от ошибочных интерпретаций в духе нетерпимости и радикализма. Знатоки хадисов обычно отличаются умеренными, центристскими взглядами, поскольку умеренность была одной из главных особенностей практики Пророка Мухаммада (мир ему) и его наследия.

Одним из выдающихся хадисоведов современности был шейх Ахмад Мухаммад Шакир (1892—1958). Он родился в Каире, в семье известного мусульманского богослова Мухаммада Шакира, чья родословная восходит к аль-Хусейну бин Али, внуку Пророка Мухаммада (мир ему). Получив начальное и среднее религиозное образование в Хартуме и Александрии, в семнадцатилетнем возрасте Ахмад поступил в университет Аль-Азхар (в Египте). Его учителями были такие выдающиеся ученые, как Абдаллах бин Идрис ас-Сануси, Ахмад бин аш-Шамс аш-Шанкыти, Мухаммад Рашид Рида и другие. Большую часть жизни шейх Ахмад Мухаммад Шакир занимался судебной практикой. В 1951 году он ушел на пенсию с должности заместителя председателя Верховного шариатского суда Египта. Значительная часть его трудов посвящена проблемам мусульманского права и исследованию фундаментальных сводов хадисов. Есть среди них и комментарии к трактатам средневековых мусульманских мыслителей. Но самой важной из его работ было исследование «Муснада» имама Ахмада.

Среди авторитетных знатоков хадисов, живших и творивших в последние десятилетия, можно отметить Мухаммада Насир-ад-дина аль-Албани (1914—1999), Мукбиля бин Хади аль-Вадии (1944—2001), Абд-аль-Кадира аль-Арнаута (1928—2004).

Новое Дело

Похожие статьи

Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent