Заголовок страницы

Улыбка — нравственная красота человека

Улыбка — нравственная красота человекаУлыбка… Тот самый всемирный человеческий язык, тот самый вид тонкой красоты и та самая манера, которая внушает принятие, искренность, радость и человеческую симпатию.

Улыбка, как говорят ученые лингвисты — это начало смеха, веселость лица и выявление радости души. Используется исключительно при радости, подобно словам Всевышнего: «В тот день одни лица будут сиять, смеяться и ликовать».1 Эта особенность свойственная только человеку и никому больше…2

Из вышесказанного вытекает, что улыбка — эта нравственная красота и человеческая этика.

Пророка Ислама, да благословит его Аллаh и приветствует, характеризуют как человека улыбавшегося на протяжении дня и всей своей жизни. Он улыбался больше, чем другие люди, был любезным и шутил со своими сподвижниками, но при этом говорил только правду. Абдуллах ибн Аль–Харис (да будет доволен им Аллаh) сообщил: «Я не видел человека, улыбающегося больше, чем Посланник Аллаhа, да благословит его Аллаh и приветствует».3

Также от Джарира бин Абдуллаха, да будет доволен им Аллаh, передается: «С тех пор, как я принял Ислам, Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, всегда впускал меня, а увидев меня, непременно улыбался».4

В большинстве случаев смех Пророка, да благословит его Аллаh и приветствует, заключался в улыбке и когда он улыбался, видны были его белые как лед зубы.5

Имам Ибн аль–Каййим описывая его смех — да благословит его Аллаh и приветствует — отмечает в своей книге, что: «В большинстве случаев его смех заключался в улыбке, более того весь его смех был улыбкой, а улыбался он во весь рот так, что видны были его коренные зубы. Он смеялся тому чему обычно смеются, а такое бывает редко от таких, как он и вызывает удивление».6

После того, как Ибн аль-Каййим описал то, как Пророк, да благословит его Аллаh и приветствует, смеялся, он добавил: «Для смеха бывает несколько причин:
• Одну из них мы упомянули выше;
• Вторая — это смех по причине радости. Это когда видишь то, что веселит тебя и радует.
• Третья — смех по причине гнева. В большинстве случаев, это происходит с теми, кто сердится, когда гнев их усиливается. Причиной тому является удивление сердитого тому, что вызвал его гнев, а также чувство того что одерживает вверх над противником и то что он в его руках.
• Иногда смех бывает по причине того, что сердящийся владеет собой во время гнева и сторонится того, кто вызывает его гнев, а также безразличие к нему».7

Подтверждением тому является хадис, переданный Анасом бин Маликом (да будет доволен им Аллаh). Он сказал: «Я шел вместе с Посланником Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует), и на нем была бурда (верхняя одежда) из Наджрана с утолщенными краями. Некий бедуин догнал его и рванул его плащ очень сильно». Анас продолжил дальше: «Я взглянул на поверхность плеча Посланника Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует), а утолщенный край его бурды из–за силы рывка бедуина оставил след. Затем этот бедуин сказал: «О, Мухаммад! Вели дать мне от имущества Аллаhа, которое у тебя!» Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) повернулся к нему и улыбнулся, а затем повелел подать ему».8

Пророк Ислама (да благословит его Аллаh и приветствует) не ограничился тем, что является образцом для подражания в осуществлении этой человеческой красоты, более того он (да благословит его Аллаh и приветствует) призывает и побуждает к этому. Передается от Абу Зарра (да будет им Аллаh), что Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) сказал: «Твоя улыбка в лицо твоему брату является милостыней (садака)».9

Это означает, что в проявлении приветливости и улыбки другим во время встречи с ними имеется награда, также как и в милостыне имеется тебе
награда.10

Это поистине простые, легкие ничего нестоящие и несложные поступки, но они подобны волшебному эффекту среди людей, а в Исламе они из «одобряемого» Исламом поступков, под значением которого понимают все, чем будут довольны Всевышний Аллаh и Его Посланник saw .

Передается также от Абу Зарра (да будет доволен им Аллаh), что он сказал:
Однажды Пророк (да благословит его Аллаh и да приветствует) сказал мне: «Ни в коем случае не пренебрегай ничем из одобряемого (шариатом), даже тем, что следует тебе встречать брата своего с приветливым лицом».11
Это означает — веселым лицом, то есть, свободным, радостным, светлым, сияющим.

Поистине улыбка и приветливое лицо являются первым путем к сердцам и распространению симпатии, добра и милосердия между людьми, окрашивая общество безопасностью, братством и согласием. Подобное общество и есть, то, к которой стремится Ислам. Для него и ниспосланы законы (шариат).

Безусловно, эти же простые вещи являются и частью веры, а верующий является близким к людям. Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и приветствует) сказал:
«Верующий и сам любит и пользуется любовью других (людей), а в том, кто не любит других и сам не пользуется любовью, нет блага. А наилучшими же из людей являются те, которые носят наибольшую пользу людям».12

Хадис не побуждает к тому, чтобы верующий был только любящим людей или любим ими, напротив, там также отталкивание от противоположного этому. То есть — это поступки оставление, которых Ислам не допускает и которые не являются ненужными надбавками.

В Исламе доброе слово применимо ко всем людям и для всех людей. Всевышний Аллаh, в рассказе о Своих повелениях сынам Исраиля, сказал:
«…Говорите людям хорошее,…»13

Со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллаh) передается, что Посланник Аллаhа (да благословит его Аллаh и да приветствует) сказал:
«Пусть тот, кто верует в Аллаhа и в Последний день, не причиняет вреда своему соседу, и пусть тот, кто верует в Аллаhа и в Последний день, оказывает хороший приём своему гостю, и пусть тот, кто верует в Аллаhа и в Последний день, говорит что–нибудь благое или хранит молчание».14

Хафиз Ибн Хаджар в примечаниях к этому хадису говорит: «Его смысл заключается в том что, носитель веры характеризируется состраданием к созданиям Аллаhа говоря доброе, умалчивая о плохом и делая полезное или оставляя вредное».15

В своем толковании к Корану имам аль–Фахру ар–Рази кратко излагает вопрос о добром слове в аяте «…Говорите людям хорошее,…». Он считает, что все светское и религиозное воспитание подпадает под него и говорит:
"Ученые сказали, что люди разговаривают друг с другом или на религиозную тему или на мирскую. Если на религиозную тему, то это будет или призыв к вере и это с неверными, или призыв к послушанию и это с нечестивцами".

Если говорить о призыве к вере, то необходимо чтобы он был через доброе слово как сказал Всевышний Мусе и Харуну:
«Говорите с ним мягко, быть может, он прислушается к назиданию или устрашится».16

Всевышний Аллаh повелел им, несмотря на их величие быть мягкими с Фараоном, несмотря на его предельное неверие, непокорность и заносчивость к Всевышнему Аллаhу. А Мухаммаду (да благословит его Аллаh и да приветствует) Он сказал:
«…Если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя…»17

А если говорить о призыве нечестивцев, то доброе слово в этом признанное.

Всевышний сказал:
«Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием…»18

Также Он сказал:
«…Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник».19

Ну а если говорить о мирских делах, то известно, что если возможно достичь цели вежливым словом, то другое не является уместным. Это подтверждает, что все светское и религиозное воспитание подпадает под слова Всевышнего «…Говорите людям хорошее,…»20».21

Через такие вот вышеприведенные просвещения мусульманин должен был стать прекрасным:

-Улыбкой,
-Приветливостью,
-И добрым словом…

-------------------------------------------------------------------------------------------
1 Сура Абаса, аяты 38–39.
2 См. аз–Забиди «Тадж аль–арус мин джавахир аль–камус».
3 Передал имам ат–Тирмизи (3641) и сказал это хороший–неизвестный хадис, а также имам Ахмад (17740). Шейх Шуайб аль–Арнаут
сказал: хороший хадис.
4 Передали имамы аль–Бухари (5739) и Муслим (2475).
5 Передал ат–Тирмизи в «аш–Шамаиль».
6 Ибн аль–Каййим «Зад аль–Маад».
7 Ибн аль–Каййим «Зад аль–Маад».
8 Передали имамы аль–Бухари (2980) и Муслим (1057).
9 Передали имамы ат–Тирмизи (1956) и сказал что это хороший–неизвестный хадис, и Ибн Хиббан, а шейх Шуайб аль–Арнаут сказал:
достоверный хадис. Также этот хадис передается в «аль–Адаб аль–Муфрад» (891) и шейх аль–Альбани сказал: достоверный хадис.
Посмотри в «Сахихе аль–Джамиъ» (2908).
10 Аль–Мубаракфури «Тухфату аль–ахвази би шархи «Джамиъ ат–Тирмизи».
11 Передали имамы Муслим (144), Ахмад (15997) и Ибн Хиббан (468).
12 Передали имамы Ахмад (9187) и аль–Хаким (59). Аль–Альбани сделал хадис достоверным в «Сахихе аль–Джамиъ» (6662).
13 Сура аль–Бакара, аят 83.
14 Передали имамы аль–Бухари (5672) и Муслим (47).
15 Ибн Хаджар аль–Аскаляни «Фатх аль–Бари».
16 Сура Таха, аят 44.
17 Сура Алю Имран, аят 159.
18 Сура ан–Нахль, аят 125.
19 Сура Фусылят, аят 34.
20 Сура аль–Бакара, аят 83.
21 Аль–Фахру ар–Рази «ат–Тафсир аль–кабир».

Из книги д. Рагиба Сирджани
«Что дали мусульмане миру. Вклад мусульман в цивилизацию человечества»


Перевод Мухаммад–Амина Дагистани


AzanNews

Похожие статьи

Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent