Заголовок страницы

Личность человека

Личность человека
Божья окраска сердец


По определению словаря, личность — это человек как субъект отношений и сознательной деятельности; личность формируется под влиянием общественных взаимоотношений, культуры, непосредственного окружения и обусловлена также биологическими особенностями. /1/

«Божья окраска (оттенок, цвет) [которой украшены сердца верующих. Вера этих людей естественна и представлена не столько рассуждениями на религиозные темы, не столько отдельными атрибутами в одежде или стилем в поведении, сколько искренностью и альтруизмом в поступках, ответственным отношением к жизни, времени, делам и Божьим дарам]. Кто может дать окраску лучше той, что от Господа?! Ему мы поклоняемся». (Священный Кор’ан 2:138)

«Воистину, Ибрахим (Авраам) был [подобен целому] народу [имел одновременно много положительных качеств, был совершенной на человеческом уровне и многогранной личностью с большой буквы], набожным перед Богом, склонным к правильному, и не был язычником. Он благодарил Всевышнего [даже] за малые (незначительные) дары, блага. Творец избрал его и наставил на верный путь. Мы [говорит Господь миров] в этой жизни даровали ему благо [как при жизни, так и после смерти, ведь он любим и уважаем представителями всех небесных религий], и в вечности он (Авраам) будет из числа благочестивых (избранных) [станет обитателем Рая, причем высших его степеней]». (Священный Кор’ан 16:120 — 122)

Индивидуально созданный


«[Пророк Моисей] сказал: «Он [Господь Бог] тот, Кто всему придал форму, дал [индивидуальное] телосложение [отвечающее необходимым для каждого творения потребностям и особенностям], а затем наставил на верный путь [предоставил возможность применять это, гармонично сосуществовать со всем окружающим и просто жить]». (Священный Кор’ан 20:50)

Каждый человек — это индивидуальное, неповторимое создание Всевышнего: как не существует одинакового рисунка пальцев рук (такое совпадение может случиться лишь один раз из двадцати четырех миллионов, а может и не случиться), так нет людей, точь-в-точь подобных один другому. Палитра человечества разнообразна, она не ограничивается черно-белой или сине-красно-зеленой краской. У Господа в ней столько цветов и оттенков, сколько мы не в состоянии себе даже представить нашим земным воображением. Никогда в мире не появится человека, один в один похожего на другого, да никогда и не появлялось. И в этом — уникальность. Достаточно лишь понять и не становиться жалкой подделкой под другого, например восхищаемого нами человека, а открыть свой собственный яркий мир. «Генетика утверждает: люди становятся именно такими, какие они есть, в основном в результате слияния 23 отцовских и 23 материнских хромосом. В этих 46 хромосомах заложено все то, что вы получаете в наследство от своих предков... В каждой хромосоме может быть от нескольких десятков до сотен генов, причем иногда лишь один ген может кардинально изменить всю жизнь человека... Даже после того, как ваши отец и мать встретили друг друга и вступили в брак, существует лишь один шанс из 300 000 миллиардов, что на свет появится именно такой человек, как вы! Иными словами, будь у вас 300 000 миллиардов братьев и сестер, все они могли быть непохожими на вас... Это научный факт» /2/

«Но что же вы сделаете с человеком, у которого нет личности, на которого нельзя ни надеяться, ни рассердиться, потому что причина его действий, слов и движений лежит в окружающем мире, а не в нем самом?» (Д. Писарев).

Быть и подняться


Пока человек жив, он имеет возможность подняться на тот уровень, с которого в свое время были низведены Божьей мудростью прародители человечества — Адам и Ева. Главный помощник ему в этом — вера в Творца и ее постулаты, а главный противник — проклятый Сатана, получивший отсрочку до Конца Света. Господь дал ему право испытывать людей на прочность, целеустремленность и непоколебимость.

«Будь терпелив ко всему, что они [твои недруги, недоброжелатели или ненавистники] говорят [будь то в лицо или за спиною; игнорируй и не расточай на них своего внимания и эмоций]. Возноси хвалу Господу [молись, наполняясь чувством благодарности пред Ним] до восхода солнца [совершай утреннюю молитву] и перед закатом [послеполуденную молитву], восхваляй Его в часы ночи [читая ночную молитву], в начале дня [полуденную молитву] и в конце [выполняя вечернюю молитву-намаз], дабы мог ты обрести истинное счастье». (Священный Кор’ан 20:130)

«Призывай свою семью совершать [пятикратную] молитву и сам будь обязателен в ее выполнении. Мы [говорит Творец всего сущего заключительному Посланнику] у тебя ничего не просим [Нам от тебя ничего не нужно, все твои, как и всех остальных людей, благодеяния лишь для вашего личного мирского и вечного блага]...». (Священный Кор’ан 20:132)

Мирское, вечное... И где-то посередине


«Не стоит тебе обращать внимания на те прелести [предметы наслаждений; достаток, изобилие, роскошь, красоту; недосягаемые для тебя на данный момент возможности], которые Мы предоставили другим [а тебе не дали. У каждого из людей своя миссия; каждому — свое; любой человек — индивидуально неповторим]. Это — цвет /3/ (краса, великолепие; цветы) данной мирской жизни [со временем увядающие, блекнущие и необратимо покидающие], предоставляя которые Мы проводим людей через испытания [в том числе и на прочность в духовном, моральном плане. Поняв и прочувствовав это, сконцентрируйся на своем жизненном пути, на том, что тебе дано Богом для реализации потенциала, для мирских свершений и достижений]. То, что человек получает Божьим уделом [по итогу вдумчиво и благополучно прожитой жизни], является много более прекрасным [в границах мирского это бесконечное великолепие просто не вообразить и не представить] и уже вечным [а не тем, что выходит из моды, ломается, стареет и надоедает]». (Священный Кор’ан 20:131)

Верующий человек старается найти золотую середину между мирским и вечным. Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) говорил: «Лучшие из вас — это те, кто не оставляет вечное ради мирского, а также мирское ради вечного [умеют уловить и выстроить гармонию между ними в соответствии с существующими обстоятельствами и тщательным анализом их в контексте мирской и вечной перспектив]. [Лучшие — те] кто не становится бременем, ношей для других» /4/.

Мы суетливы в этой быстротечной жизни, часто совершаем необдуманные поступки. Как можно жить, стремясь к высоким идеалам, не ограничиваясь материальным благосостоянием?

Как превратить прелести мирские в то, что возымеет бесконечно изящную, изумительную красоту в вечном? Как прожить жизнь так, чтобы потом не жалеть? В продолжение и углубление темы, приоткрывшейся нам 131-м аятом, приведу смысл двух поучительных наставлений заключительного Божьего посланника:
1) «Кто сделает все свои заботы кружащимися вокруг одной [главной], тогда [все его земные тревоги] окажутся решенными Господом. [Когда человек научится грациозно кружить листопад перипетий вокруг основного своего жизненного смысла, тогда они перестанут падать на его пути, мешаясь и шурша под ногами подобно жухлой осенней листве.] А [центром всех чаяний человека в этой жизни] должна стать настроенность сердца и разума на понимание того, чем тот или иной выбор может обернуться в вечности.
Кто же уподобится [своей беспечностью или сверхзанятостью] дереву с многочисленными ветвями, устремленными в самые разные стороны (чье внимание будет рассеяно меж мирскими заботами и чаяниями) [и не более того], тот окажется вне Божественного внимания и милости. От такого [сутолочного /5/] человека Всевышний отвернется. Господу не интересно будет даже то, где [и как] он умрет» /6/.
2) «Для кого мирская жизнь станет главной его тревогою [всё и вся в его делах и поступках, устремлениях и желаниях, даже мольба, обращенная к Богу, будут вертеться вокруг преходящего, мирского], того Всевышний сделает разрывающимся [между многими сотнями дел], а [печать] нищеты [поставит ему прямо] меж глаз: в мирской обители он получит лишь то, что уже [минимально] определено для него [и лишит себя Божьей милости и щедрости]. Чьим же стремлением (конечной точкой устремленности, итогом всех намерений) [окажется] вечность, того Всевышний (1) благословит на сосредоточенность (собранность, четкое видение мирских и вечных целей, задач, а также оптимальность их решения); (2) наполнит сердце душевным счастьем и всесторонней самодостаточностью; (3) а мирская жизнь, желая того или нет, падет к его ногам [врата к мирскому изобилию, счастью будут по мере необходимости беспрепятственно открываться пред ним]» /7/.

Жизнь влечет и страшит быстротечностью и непредсказуемостью: все успеть и нигде не опоздать. Однако, очередной раз отведав сполна горечь алоэ в бочонке меда, всегда можно вернуться в Его присутствие. Только здесь ощущаешь верный такт жизни, сверяешь стрелки жизненного бытия с эталоном вечности. Отсюда видно, где россыпи бриллиантов, а где блестки страз пустых желаний. Оборачиваться нет времени, ведь взгляд души прикован к подлинному великолепию жизни через ароматы осени, хрустальный блеск зимы, многоголосие весны и солнечность лета. Силой желания и жаждой обращенности к Богу душа вдыхает в себя всю многогранную красоту мирского, выдыхая его в непостижимое, но и неизбежное вечное.

«Мы даем тебе удел [и твоей семье, как и каждому из людей, предоставляем на время многочисленные возможности, блага и дары]. [И в погоне за мирским либо вечным не забывайте, что] в итоге [самым главным качеством человека] является набожность [проявляющаяся в том числе в видении явного греха грехом, а очевидного зла — злом. Ведь порой мнимая набожность в состоянии превратить человека в дьявола, облаченного в накидку пророка, — настоящую суть раскрывают нам плоды (итоги) его дел и поступков]». (Священный Кор’ан 20:132)

Слова имама ‘Али, обращенные к его сыну Хасану:

Надень на себя одежду терпения в периоды бед,
Через прекрасное терпение ты обретешь хороший конец /8/.
На любом собрании (в любой ситуации) не расставайся с добротой /9/,
Доброта (благоразумие) — это наилучший спутник твой.
Храни верность дружбе и оберегай ее,
От должного внимания к ней ты вкусишь чистоту черт характера (своего).
За все блага будь благодарен Богу,
И Он поднимет тебя на еще более высокие уровни щедрых дарований.
Человек таков, каковым он себя считает (на какой уровень себя ставит),
Стремись же к наивысшим степеням (уровням) среди людей.
Стремись к приобретению удела (достатка) посредством халяльного /10/,
И ты увидишь, как со всех сторон твой удел будет удваиваться.
Береги воду лица (слезы) и не растрать ее полностью,
Не жди от подлых людей высоких целей, благородства устремлений.
Учитывай права друга, когда приходит он к тебе,
Ответь ему правдивым благородством, подобно обязательному для тебя /11/.
Оберегай своих родителей и помогай им,
А также соседу своему, набожным людям и близким тебе /12/.


-----------------------------------------------------------------------------------------
/1/ Новый иллюстрированный энциклопедический словарь под ред. Бородулина В.И., Горкина А.П. и др. М.: «Большая Российская энциклопедия», 2000. С. 408.
/2/ Цит. по Д. Карнеги. Как наслаждаться жизнью и получать удовольствие от работы. Минск: Попурри, 2007. С. 11,12.
/3/ Цвет — о расцвете красоты, молодости, сил, здоровья.
/4/ См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 250, хадис № 4112, «сахих».
/5/ Сутолока — беспорядочное хождение; толчея, суета.
/6/ См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 8. С. 667; Ибн Маджа М. Сунан [Свод хадисов]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 444, хадис № 4106, «хасан»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири: В 2 т. Каир: ат-Тавзи‘ ван-нашр аль-исламия, 2001. Т. 2. С. 331, хадис № 1949.
/7/ См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 8. С. 667; Ибн Маджа М. Сунан. С. 444, хадис № 4105, «сахих»; аль-Кардави Ю. Аль-мунтака мин китаб «ат-таргыб ват-тархиб» лиль-мунзири. Т. 2. С. 331, хадис № 1948.
/8/ Беды и сложности завершатся для тебя благом.
/9/ В тексте употреблено слово «аль-хильм», которое переводится как «кротость, мягкость, доброта; благоразумие».
/10/ Того, что дозволено Всевышним.
/11/ Относясь к этому как к обязанности.
/12/ См.: Аль-Кярам А. Диван амир аль-му’минин аль-имам ‘али ибн абу талиб [Сборник стихов правителя правоверных имама ‘Али ибн Абу Талиба]. С. 15.

Использована информация: Умма.ру

Похожие статьи

Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent