Заголовок страницы

Сукут (СОМТ)

Сукут (СОМТ)Пророк Мухаммад (да благословит его Аллаh и приветствует) подчеркивал:

«Кто уверовал во Всевышнего и [истинность, необратимость] Судного Дня, тот пусть говорит благое (хорошее) или молчит!» /1/

Суфьян ибн ‘Абдулла ас-Сакафи спросил у Пророка: «Что наиболее опасно для меня?» Посланник Всевышнего ответил: "Вот это» — и указал на язык". /2/

У Пророка Мухаммада (да благословит его Аллаh и приветствует) спросили: «Что больше всего способствует попаданию человека [в категорию] обитателей Ада?»

Посланник Всевышнего (да благословит его Аллаh и приветствует) ответил: «Две части тела: рот (язык) и то, что меж ног». /3/ В другом случае Пророк оповестил: «Кто гарантирует мне безгрешность того, что меж губами (языка), и того, что меж ног, тому я гарантирую, что он [по милости Аллаhа] попадет в Рай». /4/

Любители пустых, бесполезных разговоров и болтовни — это одна из тех категорий верующих людей, кто крайне неприятен Всевышнему и будет максимально удален от Пророка Мухаммада в Судный День. /5/

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллаh и приветствует), завершая перечисление благородных поступков и праведных дел, которые поспособствуют вхождению человека в райскую обитель, сказал одному из своих сподвижников — Му‘аз ибн Джабалю: «Хочешь узнать о том, что поможет тебе овладеть всем этим (что стоит в основе всего перечисленного мною)?» Тот ответил: «Конечно, о Посланник Аллаhа». Пророк (да благословит его Аллаh и приветствует), указывая на язык, сказал: «Придерживай вот это?» Му‘аз в изумлении спросил: «Разве мы будем отвечать за то, что говорим?» Пророк (да благословит его Всевышний и приветствует) ответил: «Удивительно, Му‘аз! Ты разве не знаешь о том, что люди будут сбрасываться (опрокидываться) в Ад, падая ничком, именно за сказанное их языками?!» /6/

Это и ругань, и сплетни, оскорбления, ложные обвинения, хвастовство, лицемерие, споры, причинение боли другим, неправда и многое другое, что легко сходит с уст, но сколь тяжелым (из-за своей многочисленности) может оказаться на чаше грехов в Судный День!

Умение молчать крайне важно. Одна из форм притеснений, совершаемых человеком над самим собой своим же языком, — это разглашение личных грехов и проступков, никак не касающихся других людей, а — должных оставаться меж ним и Всевышним. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллаh и приветствует) подчеркнул: «Все мои последователи удостоятся прощения и защиты [по милости Аллаhа], кроме публично оглашающих и разбалтывающих (рассказывающих). Публичное оглашение — это когда человек совершает ночью [как и в любое другое время суток, когда его никто не видит] какое-то [греховное] действие [без ущерба другим], а наутро [через некоторое время] начинает рассказывать это знакомым [выпячивая свой грех как некое достояние, достоинство], хотя Всевышний сокрыл это от других [не наказав его, а предоставив человеку возможность раскаяться в содеянном и покаяться, исправиться]. Он же [своим языком] снимает завесу, [которой Всевышний Творец прикрыл его постыдный поступок] /7/». /8/

Пророк Мухаммад (да благословит его Всевышний и приветствует) подчеркнул для своих последователей и людей в целом очень важную, но едва ощутимую, неприметную сторону жизни, сказав: «Воистину, человек, не обращая на то особого внимания, может проговорить слово (выражение или слова), которым Всевышний будет настолько доволен, что поднимет этого человека на [высочайшие] уровни. /9/

В то же время человек — и нет сомнений в этом, — не обращая на то особого внимания, может проговорить слова, которые вызовут негодование Аллаhа и низведут его в Ад /10/». /11/

Великий имам ан-Навави, комментируя хадис, сказал: «Данный хадис побуждает нас внимательно относиться к речи. Тот, кто хочет что-то сказать, первым делом пусть подумает о пользе этого. Если ее нет, то нужно промолчать». /12/

Ну и все мы хорошо знаем коранический аят: «Вы считаете это [то или иное /13/, проговариваемое вашими устами] незначительным, а оно пред Всевышним Аллаhом имеет огромное значение». /14/

Посланник Господа миров (да благословит его Аллаh и приветствует) предупреждал: «Поменьше говорите! Больше упоминайте Всевышнего. От многочисленности пустой и бесполезной речи сердце верующего черствеет [он становится бессердечным, суровым. Сердце его становится менее сострадательным к болям и чаяниям других, менее восприимчивым к назиданиям и жизненным урокам. Это своего рода духовная мерзлота и притупленность восприятия]. Самые же отдаленные от Всевышнего — это [носители] черствых, окаменевших сердец (бессердечные)». /15/

«Одна из отличительных черт хорошего мусульманина — не обращать внимания, оставить, покинуть то, что его не касается», а в другом хадисе — «он очень мало говорит о не касающемся его» /16/. /17/

Мусульманские ученые, подчеркивая важность упомянутого хадиса, заключили:

Основой религии у нас являются слова, сказанные наилучшим из людей (Пророком Мухаммадом):

1. Оставь то, в чем сомневаешься.
2. Будь аскетом /18/.
3. Оставь то, что тебя не касается.
4. Совершай все с намерением /19/. /20/

Несколько мудрых богословских высказываний по теме:

Сподвижник Пророка ‘Абдулла ибн Мас‘уд говорил: «Клянусь Всевышним! Нет на белом свете ничего, что заслуживало бы более продолжительного тюремного заключения, чем язык». /21/

Сподвижник Пророка Ибн ‘Аббас сказал: «Пять качеств. Присутствие их в человеке намного более ценно для него, чем целое стадо прекрасных верблюдов /22/.

1. Не разговаривай на темы, тебя не касающиеся (пустословие, разговор на тему, в которой ты несведущ, и т. п.). Это лишнее (пустая трата времени). Здесь ты не защищен от ошибки и греха.
2. Если говоришь о том, к чему имеешь отношение, то говори к месту, с расчетом точного попадания в цель. Часто бывает, что люди говорят о касающемся их, но не к месту, за что и упрекаемы;
3. Не спорь! Ни с терпеливым (умным), ни с глупцом. В терпеливом ты пробудишь чувство неприязни к тебе (он победит тебя, как минимум ответным молчанием), а глупец причинит тебе боль (своей глупостью и невоспитанностью).
4. В отсутствие друзей говори о них то, что хотел бы слышать из их уст о себе (вспоминай о них только благом и в хорошем ключе). Умей прощать друзьям и желай им только благоденствия, подобно как желаешь это самому себе.
5. Совершая поступки, будь мужчиной, который видит очевидность воздаяния за благое и необратимость наказания за греховное. /23/

Вахб ибн Мунаббих, вспоминая мудрость рода пророка Дауда, говорил: «Умный должен знать (понимать, чувствовать) время, в котором живет; придерживать свой язык (когда это необходимо) и полностью отдаваться своему делу». /24/

Аль-Хасан аль-Басри говорил: «Кто не бережет речь (кто не знает цену своим словам), тот не понял свою религию». /25/

Известный праведник, Фудейль ибн ‘Ияд, хорошо умевший не только приобретать знания, но и практически применять их в своей жизни, говорил: «Верующий мало говорит, много делает. Лицемер же много говорит, но мало делает». /26/

Бишр ибн аль-Харис аль-Хафи /27/ подчеркивал: «Молчание и терпение напрямую связаны друг с другом. Не бывает случая, когда говорящий более набожен и благочестив, чем молчащий, кроме одного — ученый (грамотный) человек, который уместно говорит, а когда нужно — молчит». Этому же известному праведнику принадлежат слова: «Если тебе нравится речь (начинаешь восхищаться ею), то замолчи. А когда ты восхищаешься своим молчанием, начинай говорить». /28/

Двоюродный брат Пророка, имам ‘Али ибн Абу Талиб говорил:

Невежественный человек, обращается ко мне со своим невежеством,
Но я не желаю отвечать ему.
Он становится более невежественен (груб и невоспитан),
Ну а я — еще более терпелив,
Подобно благовонной палочке, которая при соприкосновении с огнем
становится еще более благоуханной. /29/

Сохранит свою честь тот, кто остерегается ответа (старается не отвечать).
Кто умеет скрывать (сохранять в тайне, задабривать), тот попадает в цель.
Кто испытывает почтительный трепет пред уважаемыми людьми, к тому также питают подобные чувства.
Кто же с презрением относится к другим, тот не будет уважаем. /30/

Имам аш-Шафии /31/ говорил:

Мне сказали: «Ты замолчал, но ведь с тобою спорят?!»
Я ответил: «Слова (в данном случае) — ключи от двери зла».
Почет тому, кто молчит пред невеждой и глупцом,
В молчании — сохранение чести и достоинства.
Разве ты не видишь, львы молчаливы, но их страшатся,
А собаки громко лают, но их отгоняют камнями. /32/

Отвернись от глупого невежды (не обращай на него внимание),
Все то, что он говорит, в нем же самом.
Евфрату /33/не будет вреда оттого,
Что несколько собак переправятся вброд. /34/

Он (да помилует его Всевышний) также говорил:
Я нашел свое молчание предметом торговли, и стал неразлучен с ним,
Даже если не оказываюсь в выигрыше, то точно ничего не теряю.
Молчание — это товар настоящих мужчин.
Торговец молчанием выше любого другого торговца. /35/

Если человек открыл другу своему секрет,
А потом упрекает его в том, что кто-то об этом узнал, то он — глупец!
Если секрет этот теснил грудь его так, что он рассказал о нем другому,
Так ведь грудь того, кому он дал это на хранение, еще более тесна. /36/

Береги свой язык, о человек! Остерегайся!
Пусть не ужалит он тебя, воистину, язык — змея, гадюка.
Сколько покойных в могилах, убитых языками своими!
А ведь при жизни даже храбрецы испытывали к ним почтительный страх. /37/

Резюме


Чем более набожен и проницателен верующий, тем более четко в практическом плане он понимает и раскрывает для себя смысл коранических строк: «Что бы ни сказал человек, каждое его слово бдительно и мгновенно фиксируется ангелами». /38/

Всевышнему известно даже то, что в душах (сердцах) людей /39/, но это не говорит о бессмысленности того, что делают ангелы. Фиксируя все, что мы говорим и делаем, они собирают вещественные доказательства (за нас или против), которые будут продемонстрированы в Судный День. И это наряду с сотнями других освидетельствований, для вынесения правдивого и неопровержимого Божьего решения по каждому из детей Адама и Евы, независимо от мирского положения (король, министр, дворник, строитель) или вероисповедания (атеист, сатанист, иудей, христианин или мусульманин).
Поэтому лучше лишний раз промолчать, чем сказать что-то необдуманное, которое может стать дополнительным весом на чаше грехов, а не благих дел.
От языка много, очень много проблем, а спасение от них — молчание. /40/

Да помилует нас Аллаh в мирской обители и вечной. Амин.


Полезное дополнение к теме
(Несколько аятов священного Корана)


1. «Истинно преуспеют, добьются цели верующие, которые набожны, совершая молитву, и те, что отворачиваются (му‘ридун) от пустословия (лягва)». /41/

«Отворачиваются (му‘ридун)» — слово «отвернуться» стоит на смысловом месте слова «оставить, покинуть», что усиливает данные значения. То есть эти люди не то чтобы покидают никчемное, а они даже не приближаются к этому.

«Пустословие (лягв)» — любая речь, которая не несет в себе блага, пользы, а также все слова и действия, которые не имеют значения и смысла. /42/

2. «И когда услышат они пустословие (лягв) /43/, то отворачиваются (не обращают внимания), [лишь] говоря: «Нам — наши дела, а вам — ваши [каждому отвечать за свои дела и поступки. Отвечать за каждое плохое слово, сошедшее с его уст]. Мир вам (салямун ‘алейкум) /44/! У нас нет желания становиться невеждами [вступая в прения с вами или отвечая на плохое плохим]» /45/. /46/

3. «Не оскорбляйте тех [богов, божеств, идолов], к которым взывают люди, помимо Аллаhа [Господа миров, Единого и Вечного]. [Если же вы проявите безграмотность и невежество, оскорбляя святыни других вер и религий], то [приверженцы этих вероисповеданий или философий] начнут оскорблять Господа, с чувством вражды и неприязни, не понимая, что делают. [Вы не учитываете иль забываете о том, что] Мы /47/ ведь приукрасили для каждого из народов [или цивилизаций, которые когда-либо были или будут] их дела [предоставив свободу выбора (не заставляя и не принуждая), заложив в природе человека привыкание как к плохому, так и хорошему, как к верному, так и ошибочному. Интеллект, психология и природа человека гибки, восприимчивы]. В последующем все [все представители рода человеческого, независимо от времени пребывания на Земле, независимо от нации, веры, философии или убеждений] будут возвращены к Господу своему [воскреснув из могил после Конца Света для ответа на Божьем Суде] и объявит Он им о тех делах, что они совершали». /48/

Призывать к благому или к вере в Единого и Вечного, конечно же, нужно, но при этом нужно чутко ощущать, где полезная беседа, обмен мнениями, а где начинаются полемика, спор, переходящие в обиды и взаимные оскорбления.

Из упомянутого аята мусульманскими богословами вынесено очень важное жизненное правило: «Если верующий совершает что-то, считая это праведным и необходимым, но при этом греховность и вред данного действия очевидны, то он обязан остановиться, прекратить». /49/

Описанное в последнем аяте — очень важная составляющая воспитанности мусульманина, но сколь мало знающих об этом, а еще меньше — применяющих. К сожалению, легче идти на поводу своих слабостей, невоспитанности, эгоизма, прикрывая свое бескультурье отдельными цитатами из Корана или Сунны. А крайне сложно удалить (минимизировать) эмоции и напыщенность, проявить благоразумие, впитать многие прекрасные и актуальные грани Священного Писания и пророческого наследия, просочетать это с жизнью через поступки свои и поведение, и продолжать жизненный путь в полной гармонии с Творцом, творениями, самим собой и окружающим нас миром.

Да смилуется над нами Всевышний Аллаh, расширяя горизонты познания и предоставляя возможность применять новоприобретенное знание в фактической жизни. Мы не заслуживаем этого, но милость Его безгранична. Амин.

------------------------------------------------------------------------------------------
/1/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. (773-852 по хиджре). Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]: В 18 т. Бейрут: аль-Фикр, 1996, т. 13, с. 101, хадисы № 6475, 6476.
/2/ Хадис от Суфьяна ибн ‘Абдуллы ас-Сакафи; св. х. Ахмада, Муслима, ан-Насаи, ат-Тирмизи, ад-Дарами, аль-Багави, ат-Табарани, Ибн Маджа и др. См., например: Аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи [Сокращенный вариант свода хадисов ат-Тирмизи]. Бейрут: аль-Ямама, 1997, с. 347, хадис № 2412, «хасан сахих»; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 10, ч. 19, с. 258, хадис № 4; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси (675-739 по хиджре). Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан [Благородный поступок в приближении (к читателям) свода хадисов Ибн Хаббана]: В 18 т. Бейрут: ар-Рисаля, 1991, т. 13, с. 5, хадис № 5698, «сахих».
/3/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, аль-Хакима, Ибн Маджа, аль-Багави и др. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 2, с. 224, хадис № 476, «хасан сахих»; Ахмад ибн Ханбаль. Муснад [Свод хадисов]: В 6 т. Бейрут: аль-Мактаб аль-Ислами, 1985, т. 2, с. 291.
/4/ Хадис от Сахля ибн Са‘да; св. х. аль-Бухари, Ахмада, ат-Тирмизи, ат-Табарани, аль-Байхакы и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 13, с. 101, хадис № 6474; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990, с. 546, хадис № 9109, «сахих»; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 10, ч. 19, с. 257, хадис № 1; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13, с. 8, хадис № 5701, «сахих».
/5/ Хадис с таким смыслом приводится в св. х. Ахмада, Ибн Абу Шейба, аль-Багави, аль-Хайсами, ат-Табарани, аль-Мунзири и др. См., например: Аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 2, с. 232, хадис № 482, «сахих».
/6/ Хадис от Му‘аз ибн Джабаля; св. х. Ахмада, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др. См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 10, ч. 19, с. 258, хадис № 7; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 386, хадис № 2619, «хасан сахих»; аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф [Побуждение (к благому) и удержание (от греховного) в пророческом наследии]: В 4 т. Бейрут: Ихья ат-турас аль-‘араби, 1968, т. 3, с. 528, хадис № 23, «хасан сахих».
/7/ Если же человек промолчит, раскается, исправится и оставит это меж собою и Всевышним Аллаhом, то его ждет невероятное проявление милости Господа миров в Судный День — после признания своих ошибок наедине со Всевышним, верующий услышит: «Я, — скажет Творец, — сокрыл это [оставил меж Мною и тобою] в мирской обители, и Я [по результату твоего раскаяния] прощаю это тебе сегодня». См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 12, с. 109, хадис № 6070.
Важно отметить, что это касается только грехов личного характера. Те же действия, которыми верующий задевает честь, наносит боль или ущерб другим, просто так не будут прощены. Об этом уже говорится в других достоверных хадисах. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 12, с. 112.
/8/ Хадис от Абу Хурайры, а также от Абу Катада; св. х. аль-Бухари, Муслима, ат-Табарани и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 12, с. 108, хадис № 6069; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9, с. 329, 330, хадис № 52-(2990); аль-Кари ‘А (умер в 1014 году по хиджре). Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих: В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1992, т. 8, с. 575, хадис № 4831; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 391, хадисы № 6278, 6279, оба «сахих».
/9/ Мусульманские ученые, комментируя и поясняя данный хадис, предположительно говорили, что здесь подразумеваются те слова, которые несут пользу для других людей, избавляют от печали или безысходности, освобождают от различного рода притеснений или какой-либо формы зла. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 13, с. 104; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13, с. 14.
/10/ Мусульманские ученые предположительно говорили, что здесь подразумеваются те слова, которые оскорбительны для других, несут вред, зло или смерть другим людям. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 13, с. 104, 105; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави [Свод хадисов имама Муслима с комментариями имама ан-Навави]: В 10 т. Бейрут: аль-Калям, 1987, т. 9, с. 327; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13, с. 14.
/11/ Хадис от Абу Хурайры; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, аль-Багави и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 13, с. 101, хадисы № 6477, 6478; ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9, с. 327, 328, хадисы № 49-(2988), 50-(2988); аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 13, с. 13-16, хадисы № 5706-5708.
Также см.: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 8, с. 578-580, хадис № 4834.
/12/ См.: Ан-Навави Я. Сахих муслим би шарх ан-навави. Т. 9, с. 328.
/13/ В первую очередь то, что несет в себе оскорбление, вред или зло другим. См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]: В 32 т. Дамаск: аль-Фикр, 1991, т. 18, с. 180 и 190.
/14/ См.: Священный Коран, 24:15.
/15/ Хадис от Ибн ‘Умара; св. х. ат-Тирмизи, аль-Байхакы и др. См., например: Заглюль М. Мавсу‘а атраф аль-хадис ан-набави аш-шариф [Энциклопедия начал благородных пророческих высказываний]: В 11 т. Бейрут: аль-Фикр, 1994, т. 7, с. 203; Аль-кутуб ас-ситта [(Объединенные) шесть сводов хадисов]: В 23 т. Стамбул: Чагре, 1981, т. 14, с. 607, 608, хадис № 2411, «хасан»; аль-Бага М. Мухтасар сунан ат-тирмизи. С. 347, хадис № 2413; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 5, с. 60, хадис № 2276; аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф. Т. 3, с. 538, хадис № 47, «хасан».
/16/ Важно отметить, что здесь говорится о сосредоточенности на своем жизненном пути и целенаправленности, которые не оставляют времени на выискивание чужих ошибок, сплетни, обсуждение кого-то или просто пустопорожнюю речь и бесполезные бесцельные телесные передвижения, «убивание» времени. Но. Здесь не подразумевается социальное равнодушие к греху или преступлениям. Это уже из другой области и оговорено отдельным хадисом о том, что мусульманин обязан реагировать на то или иное преступное или негативное, происходящее рядом с ним. Мусульманин не может быть безучастен к социальной или иной несправедливости, преступлению или притеснению. Одна из его первостепенных, приоритетных общественных обязанностей, многократно прописанных в Священном Коране и Сунне, — удалять от непристойного и скверного (начиная с самого себя) и призывать к благому и праведному (начиная с самого себя, то есть собственным примером).
/17/ Хадис от Абу Хурайры, аль-Хусайна ибн ‘Али, Абу Бакра и др.; св. х. Ахмада, ат-Табарани, ат-Тирмизи, Ибн Маджа, аль-Хакима и др. См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1, ч. 1, с. 88, хадис № 41, а также т. 10, ч. 19, с. 257, хадис № 3; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 503, хадис № 8243, «сахих».
Также см.: Аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф. Т. 3, с. 540, 541, хадисы № 51-55.
/18/ Аскетичен, то есть «делами — в мирском, а сердцем — в вечном».
/19/ С хорошим, возвышенным намерением. С именем Всевышнего и ради того, чтобы Господь был доволен тобою, милуя тебя бессчетными благами в мирской обители и в вечной.
/20/ См., например: Аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 1, ч. 1, с. 88, 89.
/21/ См., например: Аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф. Т. 3, с. 526.
/22/ С учетом современных ценностей — «чем табун прекрасных дорогих скакунов» или «чем автомобильный салон, полный прекрасных, эксклюзивных и дорогостоящих моделей автомобилей».
/23/ См.: Аль-Мунзири З. Ат-таргыб ва ат-тархиб мин аль-хадис аш-шариф. Т. 3, с. 535, 536.
/24/ См.: Аль-Газали М. (450-505 по хиджре). Ихья ‘улюм ад-дин [Воскрешение наук о вере]: В 6 т. [б. м.]: Нахр ан-нил, [б. г.], т. 3, с. 106.
/25/ См.: Аль-Газали М. Ихья ‘улюм ад-дин. Т. 3, с. 106.
/26/ См.: Аль-Байхакы. (384-458 по хиджре). Шу‘аб аль-иман [Ветви (грани) веры]: В 9 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990, т. 4, с. 268, № 5048.
/27/ Бишр ибн аль-Харис аль-Хафи (150-227 по хиджре; 767-841). Является одним из очень известных мусульманских праведников. После себя он оставил немало поучительных и мудрых высказываний. Среди мухаддисов имеет высокий уровень достоверности и правдивости слов (сика). Жил и умер в Багдаде. Правитель крупнейшего государства, халиф аль-Ма’мун, попросил однажды Ахмада ибн Ханбаля переговорить о своей встрече с Бишром аль-Хафи, на что последний ответил отказом. Халиф, как и многие другие, очень уважал этого праведника. В исторических книгах запечатлены следующие его слова: «Никого уже не осталось (в моем времени), кого (из числа людей) можно было бы (по-настоящему) стыдиться, кроме шейха Бишр ибн аль-Хариса».
Подробнее о его жизни см., например: Аз-Зирикли Х. Аль-а‘лям. Камус тараджим: В 8 т. Бейрут: аль-‘Ильм лиль-мэляин, 1986, т. 2, с. 54; аль-Кушайри А. (376-465 по хиджре). Ар-рисаля аль-кушайрия. Дамаск: аль-Асад, 2000, с. 64-67; аль-Асбахани А. (336-430 по хиджре; 948-1038). Хильятуль-авлия’: В 10 т. Бейрут: аль-Китаб аль-‘араби, 1967, т. 8, с. 336-360.
/28/ См.: Аль-Байхакы. Шу‘аб аль-иман. Т. 4, с. 268, 269; аль-Асбахани А. Хильятуль-авлия’. Т. 8, с. 341, 347.
/29/ См.: Аль-Кярам А. Диван амир аль-му’минин аль-имам ‘али ибн абу талиб [Сборник стихов правителя правоверных имама ‘Али ибн Абу Талиба]. С. 17.
/30/ См.: Аль-Кярам А. Диван амир аль-му’минин аль-имам ‘али ибн абу талиб. С. 17.
/31/ Подробно о жизни великого богослова см.: Аляутдинов Ш. От темы к теме. С. 293-306.
/32/ См.: Диван аль-имам аш-шафи‘и [Сборник стихов имама аш-Шафи‘и]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1988, с. 47.
/33/ Евфрат — название реки.
/34/ См.: Диван аль-имам аш-шафи‘и. С. 117.
/35/ См.: Диван аль-имам аш-шафи‘и. С. 61.
/36/ См.: Диван аль-имам аш-шафи‘и. С. 82.
/37/ См.: Диван аль-имам аш-шафи‘и. С. 104.
/38/ См.: Священный Коран, 50:18.Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир [Освещающий тафсир]: В 32 т. Дамаск: аль-Фикр, 1991, т. 26, с. 291-298.
/39/ «И Мы (говорит Всевышний, подчеркивая Свое величие), воистину, сотворили человека и знаем все, что нашептывает ему душа его. И Мы ближе к нему [знанием Своим и осведомленностью], чем сонная артерия (шейная вена)» (см.: Св. Коран, 50:16).Да, Господь миров осведомлен даже о шепоте в наших сердцах, но важно отметить, что человек (по милости Творца) не будет отвечать за мимолетные грешные или преступные мысли, которые появляются и пролетают в его сознании. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллаh и приветствует) говорил: «Всевышний Аллаh не спросит с моих последователей за то, что нашептывают (говорят) им их души. И это до тех пор, пока человек не проговорит это (грешное иль грубое, например) или не совершит что-то в соответствии с этим (идя на поводу грешных душевных размышлений)» (хадис от Абу Хурайры; св. х. аль-Бухари, Муслима, Абу Дауда, ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ибн Маджа и др.). См., например: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр [Малый сборник]. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмийя, 1990, с. 106, хадис № 1704, «сахих».
Когда такого рода мысли появляются в сознании верующего, он не принимает во внимание их мимолетное передвижение, а лишь в очередной раз обращается ко Всевышнему Аллаhу с мольбой о прощении, всей глубиной и полнотой сердца произнося «астагфирулла» (прости меня, Господи).
/40/ См., например: Аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 8, с. 581, 582, хадис № 4837; аль-Бенна А. (известный как ас-Са‘ати). Аль-фатх ар-раббани ли тартиб муснад аль-имам ахмад ибн ханбаль аш-шайбани. Т. 10, ч. 19, с. 260; аль-Газали М. Ихья ‘улюм ад-дин. Т. 3, с. 105, 106.
/41/ См.: Священный Коран, 23:1-3. Также см., например: Священный Коран, 25:72.
/42/ См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 18, с. 9.
/43/ В данном контексте в первую очередь подразумевается та бесполезная речь, которая оскорбительна, обидна и болезненна для тех, кому адресована.
/44/ В смысле «прощайте» или «да исцелит вас Всевышний от заблуждений».
/45/ В основе своей, смотря по контексту, аят описывает фактические и неотъемлемые качества того немалого количества праведников и ученых из числа людей Писания, которые уверовали в истинность миссии Пророка Мухаммада и Божественность последнего Писания. Как следствие им порой приходилось выслушивать обидные и оскорбительные слова в свой адрес со стороны тех, кто не понял их и не хотел понять.
Но важно отметить, что, в соответствии с правилами корановедения, аяты не столько дают нам историческую справку, сколько назидательно показывают положительный пример, к которому нужно стремиться. Тем более что важность этих качеств описывается в других аятах и достоверных хадисах, непосредственно адресованных мусульманам.
/46/ См.: Священный Коран, 28:55. Также см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 20, с. 123-129.
/47/ Местоимение «Мы» указывает на величие Творца, а не на Его множественность.
/48/ См.: Священный Коран, 6:108. Также см., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 7, с. 322-328.
/49/ См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 7, с. 325.

Использована информация: Умма.ру

Похожие статьи

Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent