Заголовок страницы

Зависть

ЗавистьХасад (черная зависть) — это когда завистник не успокаивается до тех пор, пока тот, кому он завидует, не лишится предмета зависти. /1/Это качество крайне греховно и вредоносно в первую очередь для самого завистника. Верующий не может вынашивать и развивать его в себе, так как оно характерно для лицемеров. То есть черная зависть (хасад) и вера не могут спокойно сосуществовать в сердце человека. Одно непременно вытесняет второе. /2/Хасад — душевная болезнь, причем опасная. Она со значительной скоростью поедает хорошие дела и поступки носителя ее.

Гыбта (белая зависть) — это когда видишь хорошее в другом человеке и не желаешь, чтобы он лишился этого, а сам стремишься приобрести такое качество, умение, мастерство или благо. Это относится к допустимому, положительному./3/

Крайне греховной и относящейся к низменным качествам является именно хасад. В данном материале мы постараемся раскрыть и понять грани именно черной зависти, для того, чтобы (по милости Всевышнего) локализовать этот болезнетворный очаг, посадить его на карантин и не травить жизнь, ни самим себе, ни окружающим нас.

В Священном Коране сказано: «[И удали, о Всевышний] от зла завидующего, когда он завидует». /4/То есть когда завистник начинает проявлять свое отрицательное качество, стараясь нанести вред словом или делом.

Краткая кораническая сура, предназначенная именно для удаления человека от всего плохого, в которой оговорена мольба ко Всевышнему об удалении от зла вообще, заканчивается именно этой строкой — «и от зла завистника, когда он завидует».

Это неспроста.

Некоторые печальные исторические факты проявления зависти.

1. Первый грех на небесах — зависть. Иблис (Сатана) позавидовал привилегированному положению новосотворенного Адама, из-за которого был проклят, и хитростью, из зависти подвел его к греху пред Всевышним (по мудрому замыслу Творца), за что Адам с Евой были низведены на Землю. Очевидно, что так должно было произойти по Божественному замыслу для начала жизни человечества на Земле, но Сатану никто не заставлял проявлять свою почерневшую суть и завистью подводить Адама и Еву к греху пред Создателем. /5/

2. Также именно эта болезнь души (которую можно как вылечить, так и поспособствовать ее прогрессированию) явилась причиной первого греха на Земле — убийства. Тогда один сын праотца человечества Адама убил другого из зависти, что Всевышний Аллаh принял у того щедрый и благородный дар, принесенный Господу миров, а у него (за скупость и отсутствие искренности) — не принял./6/

3. Зависть довела родных братьев Юсуфа (Иосифа)/7/до того, что они решили убить своего кровного брата, «повинного» лишь в том, что был любимым сыном их отца, пророка Я‘куба (Якова). В последний момент, по просьбе одного из них, братья передумали и бросили будущего пророка, а на тот момент двенадцатилетнего ребенка, в колодец./8/

1. Откуда берется зависть?

Источник ее — злоба, неприязнь и гнев, накапливающиеся в душе по невежеству и ограниченности, не удаляемые периодически из сути индивидуума, например, молитвами и познаниями.

Пробудить и оживить чувство зависти может множество факторов. Вот некоторые из них:

— враждебный настрой к тому или иному человеку;
— высокомерие, которое не дает нам покоя, когда видим преимущества других;
— страх за свое положение, за свои перспективы;
— стремление к власти (руководящим постам), а потому осквернение всех, кто может на это претендовать;
— невоспитанность и гнилость натуры индивидуума, которые не дают ему возможность положительно смотреть на успехи других и т. п.

Зависть обычно появляется в среде представителей одной профессии, одной специализации, сферы, и именно между теми из них, чья работа и интересы пересекаются (местом обитания, местом работы, местом вещания). Если таковые два индивидуума ограничены мирскими целями и задачами, и слабы в вере или поверхностны, то постепенно между ними начинает развиваться чувство черной зависти, проявляющееся, например, в выискивании ошибок друг друга и разглашении их, а также в создании лишних помех или затруднений в работе.

Но если эти два человека делами активны в мирском, а сердцами устремлены в вечное (каковым должен стараться быть любой мусульманин), тогда в их среде не зарождается злобная зависть. Максимум, что может появиться — это здоровое чувство соперничества, которое не считается грехом, а допустимо, порой даже необходимо (для развития и процветания отрасли, в которой они работают).

2. Как влияет зависть на своего хозяина?

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллаh и приветствует) говорил:

«Зависть поедает благие дела завистника, подобно тому, как огонь сжигает дрова». /9/

«Зависть отрицательно влияет на веру, подобно тому, как алоэ портит вкус меда». /10/

«Проникла /11/в вас болезнь прошлых цивилизаций (народов) — зависть и злоба (ненависть). Эта болезнь — лезвие. Но оно не бреет волосы, а бреет религиозность [режет веру под корень]. Клянусь Тем, в чьей власти моя душа [клянусь Аллаhом, Господом миров]! Не уверуете вы [не будет полной вера ваша] пока не начнете испытывать чувство любви и уважения друг к другу. Сказать вам о том, что поспособствует этому? Желайте друг другу мира [не столько механически устами и языками, сколько на уровне сердечного положительного восприятия друг друга, что растопит сердца и удалит из них чувство неприязни, ненависти и злобы]». /12/

Завистник ненавистен, проклинаем (ангелами, и не только), удален от милости Всевышнего и находится под Его гневом (даже если сам того не замечает). /13/

Имам аль-Куртуби говорил: «Некто правильно подметил: Обратись к заядлому завистнику, когда он начинает дышать (очередным) порочением кого-то, Эй, притеснитель (залим)! Однако же он (завистник) подобен притесненному (мазлюму), (так как по сути дела вредит самому себе)». /14/

3. Имеет ли мусульманин моральное право оставлять без внимания, а тем более культивировать в своей душе такой скверный сорняк, как зависть?

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллаh и приветствует) говорил:

«Не гневайтесь друг на друга, не завидуйте друг другу, не враждуйте и будьте же, о люди, братьями. [Если уж поссорились] то пусть не продолжается ссора (состояние вражды) больше трех дней [как можно быстрее помиритесь, максимум на примирение — три дня]»;/15/

«Не радуйся несчастью (сложностям, затруднениям, проблемам) единоверца /16/(к которому испытываешь чувство зависти).
(Не злорадствуй). Всевышний Аллаh проявляет (проявит) к нему милость (избавит его от этого), а тебя испытывает [будешь ли радоваться чужому горю или искренне посочувствуешь, по возможности поможешь]»
. /17/

Известный своими религиозными познаниями, умением применять их в личной жизни, а также очень набожный аль-Фудейль ибн ‘Ияд/18/говорил: "Верующий завидует белой завистью [он не желает, чтобы другой лишился блага, а наоборот, искренне радуется за него и сам старается достичь этого], а лицемер — черной завистью [выискивает ошибки, недостатки у другого, желает, чтобы он ошибся или споткнулся в делах, лишился блага]"/19/. /20/

4. Как себя защитить от зла завистника, от вредоносности его зависти?

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллаh и приветствует) поучительно сказал: «Для удовлетворения своих (жизненных или вечных) нужд, потребностей [для достижения поставленных перед собою благородных целей] просите помощи (у Всевышнего) через сокрытие (неразглашение). [Особенно это касается того, что намечено, но еще не достигнуто]. [И это] потому, что любой обладатель блага находится под влиянием зависти»./21/

И вы, конечно же, помните слова пророка Я‘куба (Якова), сказанные маленькому Юсуфу (Иосифу), увидевшему прекрасный вещий сон: «Сыночек, не рассказывай о сне братьям своим! Иначе они из зависти начнут замышлять плохое против тебя, строить козни. Воистину, Сатана является явным врагом для человека». /22/

В свою защиту от зла завистника полезно периодически читать 113-ю суру Священного Корана /23/, которая является универсальной мольбой-ду‘а, защищающей от различных форм зла, в том числе «от зла завидующего, когда он завидует». /24/

5. Как себя защитить от «яда медленного действия», от нашей личной зависти, когда мы начинаем завидовать другим (порой, к сожалению, прикрывая это даже «благородным» пожеланием или стремлением)?

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллаh и приветствует) однажды сказал: «[В человеческой сути имеются] три качества, которые очень сложно /25/поставить под полный контроль (сложно победить, сложно обезопасить себя от них) /26/[но работать над ними, с именем Всевышнего и ради своего благополучия, необходимо]. Это — обращение внимания на плохие приметы, дурные предзнаменования [зависимость от них на уровне мысли]; предположительные (приписывающие что-то плохое) размышления о других; зависть (именно черная зависть)». У Посланника Всевышнего спросили: «А как же нам быть, в чем выход?» Он (да благословит его Аллаh и приветствует) ответил: «Если увидели плохое [по народной традиции] предзнаменование, то не сворачивайте с пути (не обращайте внимания, продолжайте свой путь). Если появляются плохие мысли о ком-то, то не превращайте их в истину (не проверяйте, не производите расследование, не оправдывайте свои предположения). А если появилось чувство зависти, то не давайте ему ход (не делайте что-либо неправильное, грешное в адрес того, кому вы позавидовали)». /27/

Известный ученый первого поколения аль-Хасан аль-Басри говорил: «В каждом есть зависть. И тот, кто не переведет ее в какие-либо формы притеснения, нанесения обид, покушения, ложных измышлений, тот оставит ее позади (не понесет урон, убыток от зависти)». /28/

6. Какими нужно стараться быть по части данного, присутствующего в человеческой сути качества?

Сподвижник Пророка Мухаммада Анас рассказал: «Мы (некоторое количество сподвижников) сидели однажды вместе с Пророком. Посланник Всевышнего вдруг сказал: «Сейчас зайдет человек, являющийся обитателем Рая». /29/И зашел человек, с лица которого стекали капельки воды после совершенного омовения. В левой руке он держал обувь [то есть Анас, присутствовавший там, постарался увидеть в человеке что-то особое. Заметил только упомянутое]. На второй и третий день все повторилось. [На третий день] Пророк, через некоторое время [после сказанного об этом человеке в очередной раз], поднялся [и удалился]. Вслед за этим ‘Абдулла ибн ‘Амру ибн аль-‘Ас (сын ‘Амру ибн аль-‘Аса) устремился за упомянутым человеком. /30/Догнав его, юноша воскликнул: «Я не поладил с отцом и сказал ему, что не приду домой на протяжении трех суток! Не мог бы я погостить эти три дня у вас?» Человек ответил: «Да, конечно».

Похожие статьи

Оставить комментарий

    • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
      heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
      winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
      worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
      expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
      disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
      joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
      sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
      neutral_faceno_mouthinnocent